Исторический поворот для народов мира
Содержание
I. Общий взгляд. Повод для размышления
II
Признание исторического контекста
-- призыв к мировым лидерам
Международное сообщество бахаи рассматривает настоящее смятение
в мире и бедственное положение дел как естественную фазу
органичного процесса, неизбежно и окончательно ведущего к
объединению человеческой расы при едином социальном устройстве в
пределах всей планеты.
Человеческая раса, как определенная органичная целостность,
прошла стадии эволюции, аналогичные младенчеству и детству в
жизни человека, и сейчас, в кульминационный период своей бурной
юности, приближается к долгожданной зрелости. 6
Процесс глобальной интеграции -- уже реальность в области
предпринимательства, экономики и коммуникации -- начинает
реализовываться и на политической арене.
Исторически он был ускорен внезапными и катастрофическими
событиями. Именно опустошительные мировые войны породили Лигу
Наций и Организацию Объединенных Наций. Будут ли новые
достижения результатом подобных невообразимых ужасов или они
будут достигнуты благодаря коллективной воле -- выбирать самим
жителям Земли. Неспособность предпринять решительные действия
будет проявлением преступной безответственности.
Поскольку в настоящее время национальные государства обладают
суверенитетом, то задача определения точной структуры нового
миропорядка -- обязанность глав государств и правительств. Мы
призываем лидеров всех уровней активно поддержать созыв
совещания мировых лидеров еще до конца этого века для того,
чтобы рассмотреть пути переустройства существующего миропорядка
в соответствии с целями и задачами, стоящими перед современным
миром. 7
Согласно имеющимся предложениям, такая конференция
может быть названа "Встреча в верхах по глобальному
управлению".
Эта предлагаемая встреча может быть основана на опыте,
полученном в результате серии чрезвычайно успешных международных
конференций ООН в начале 90-х годов. Эти конференции, среди
которых встречи на высшем уровне по проблемам детства в 1990 г.,
по защите окружающей среды и развитию в 1992 г., Всемирная
конференция по правам человека в 1993 г., Международная
конференция по народонаселению и развитию в 1994 г., Всемирная
встреча на высшем уровне по социальному развитию в 1995 г. и IV
Всемирная конференция по правам женщин в 1995 г., установили
новую методологию для глобального рассмотрения жизненно важных
вопросов.
Ключом к успеху этих мероприятий было существенное участие в них
общественных организаций. Нелегкие переговоры правительственных
делегаций об изменениях в мировой политической, социальной и
экономической структурах проходили при активном подключении к
ним этих организаций, стремящихся отражать нужды и заботы
обычных людей. Важно и то, что в каждом из упомянутых случаев
встреч мировых лидеров присутствие неправительственных
организаций и мировой прессы подтвердило их легитимность и
высокий уровень согласия, достигнутого в ходе конференций.
Было бы хорошо, чтобы при подготовке предполагаемой встречи
мировые лидеры учли эти уроки с тем, чтобы привлечь как можно
больше людей и заручиться доброй волей и поддержкой народов
мира.
Существуют некоторые опасения, что международные политические
институты неизбежно движутся к чрезмерной централизации и
образуют ненужный слой бюрократии. Следует ясно и твердо
заявить: любые новые структуры мирового управления должны как
принципиально, так и практически обеспечить должный уровень
ответственности за принятие решений.
8
Установить правильный баланс не всегда легко. С одной стороны,
подлинное развитие и действительный прогресс могут быть
достигнуты только самими людьми, действующими индивидуально и
коллективно, как ответ на конкретные потребности и заботы своего
времени и места. И тогда можно считать, что децентрализация
управления -- непременное условие процесса развития.
9 С другой
стороны, международный миропорядок настоятельно требует
руководства и координации в глобальном масштабе.
Поэтому в соответствии с принципами децентрализации, упомянутыми
выше, международным институтам должны быть предоставлены
полномочия действовать только по таким международным вопросам,
где государства не могут действовать по своей инициативе, или
вмешиваться с целью защиты прав народов и стран-участниц. Все
другие вопросы должны решаться на национальном и местном
уровнях.
Более того, намечая специфические контуры будущего миропорядка,
руководители должны рассмотреть широкий ряд подходов к
управлению. Вместо того, чтобы следовать модели какой-либо одной
из признанных систем управления, эта структура может
использовать, сочетать и ассимилировать полезные элементы любой
из существующих систем.
10
Например, одной из проверенных временем моделей управления,
которая может вместить многообразие мира в единой структуре,
является федеральная система. Федерализм уже доказал свою
эффективность в децентрализации власти и процессе принятия
решений в условиях больших, сложных и разнородных
государственных образований, при одновременном поддержании
общего единства и стабильности. Другая модель, достойная
серьезного рассмотрения, -- это содружество наций, которое на
мировом уровне ставило бы интересы всего содружества превыше
интересов любой одной нации.
Особое внимание должно быть уделено созданию такой структуры
международного миропорядка, которая с течением времени не
выродилась бы в какую-либо форму деспотизма, олигархии или
демагогии, извращающую жизнь и механизм составляющих ее
политических институтов.
В 1955 году, во время пересмотра Устава ООН в связи с первым
десятилетием существования ООН, Международное сообщество бахаи
представило в ООН заявление, основанное на идеях, высказанных
почти век назад Бахауллой. Концепция бахаи, относительно
мирового устройства, состоит в следующем: мировое
сверхгосударство, которому все нации мира уступят право вести
войны, определенные права налогообложения и все права на
содержание вооруженных сил, кроме как для целей поддержания
внутреннего порядка в своих государствах. Это государство должно
включать Международный исполнительный орган, способный применять
верховную и неоспоримую власть по отношению к любому
неподчиняющемуся члену содружества; Мировой Парламент, члены
которого выбираются народом в каждом государстве и чье избрание
подтверждается соответствующими правительствами; Верховный
Трибунал, чей суд обязывает к подчинению даже в тех случаях,
когда заинтересованные стороны не согласны добровольно
представить дело на его рассмотрение.
11
Хотя мы верим, что данное определение мирового правительства
является одновременно и высшим гарантом безопасности и
предназначением человечества, но в то же время мы признаем, что
оно представляет долгосрочную перспективу глобального общества.
В связи с неотложным характером сегодняшних проблем мир требует
смелых, практических и действенных стратегий, которые будут идти
далее вдохновляющих образов будущего. Тем не менее, если
сосредоточить внимание на убедительной концепции, то из массы
противоречивых взглядов и доктрин возникает ясное и
последовательное направление действий.
III. Определение роли ООН в нарождающемся международном миропорядке
|