|
||
Заявления Международного Сообщества
Бахаи
Обещание мира во всем мире Путь к процветание человечества Исторический поворот для народов мира |
Путь к процветанию человечестваЗаявление Международного сообщества бахаи по случаю Всемирной конференции ООН на высшем уровне по социальному и экономическому развитию в Копенгагенемарт 1995В настоящее время идея всеобщего мира начинает обретать конкретную форму и реальное воплощение, что было немыслимо еще десятилетие назад. Преграды на пути к ее осуществлению, всегда казавшиеся неустранимыми, рухнули; явно непримиримые противоречия начали отступать перед стремлением людей решать вопросы путем обсуждения и переговоров; все очевиднее готовность народов мира объединенными усилиями противостоять любой военной агрессии. В результате в сознании большинства людей, включая и многих политических деятелей, начинает брезжить угасший было свет надежды на лучшее будущее нашей планеты. Во всем мире ждут своего часа невостребованные доселе огромные интеллектуальные и духовные силы, которые сдерживались кризисными явлениями предыдущих десятилетий. Повсюду заметны многочисленные признаки того, что народы Земли жаждут положить конец вражде, разрушениям и страданиям, от которых не застрахована ныне ни одна страна. Важно направить энергию этого нарастающего стремления к переменам на преодоление препятствий, все еще стоящих на пути к осуществлению извечной мечты человечества о всеобщем мире. Чтобы пробудить волю к выполнению такой задачи, мало одних призывов к борьбе с бесчисленными бедами, которые обрушились сегодня на человеческое общество. Воля эта должна воодушевляться мечтой о прогрессе в полном смысле этого слова -- подлинном духовном и материальном расцвете человечества, достижение которого теперь в наших силах. Плоды этого прогресса должны служить благу всех жителей планеты без исключения, и здесь не может быть каких бы то ни было условий и ограничений, противоречащих основным целям подобных преобразований в жизни человечества. До сих пор в истории был увековечен опыт таких человеческих сообществ, как племя, класс, государство, а также различных культур и цивилизаций. Теперь, когда в мире столь сильны тенденции к объединению и общепризнанна взаимозависимость всех, кто живет на планете, начинается история человечества как единого целого. Длительное и медленное совершенствование человеческой природы до сих пор носило случайный, неравномерный характер, что порождало несправедливое, по общему признанию, распределение материальных благ. Ныне же человечество, обладая накопленным за века богатством генетического и культурного многообразия, должно использовать это коллективное наследие для сознательного и планомерного построения своего будущего. Суть предстоящего этапа в истории человечества невозможно сформулировать без коренного пересмотра взглядов и представлений, определяющих в настоящий момент подход к вопросам социально-экономического развития. Прежде всего, это переосмысление должно быть направлено на такие практические вопросы, как характер деятельности людей, ее организация, планирование и методы ее осуществления, а также использование всех имеющихся ресурсов. Однако по ходу дела будут возникать принципиальные вопросы, связанные со стратегией развития, с выбором соответствующих форм общественного устройства, соблюдением принципа социальной справедливости, характером и ролью знаний, которые будут залогом необратимых перемен. В сущности, такой пересмотр будет направлен на поиски единого согласованного подхода к пониманию самой человеческой природы. Непосредственное решение этих вопросов -- и теоретических, и практических -- предполагает два направления в их обсуждении; и мы рассмотрим стратегию глобального развития в этих двух направлениях. Первое -- широко распространенные представления о сущности и цели процесса развития; второе -- роль, отводимая в этом процессе различным движущим силам. Подход, определяющий в настоящее время планирование текущего развития, по существу является материалистическим, то есть цель развития сводится к созданию в каждой стране тех средств обеспечения материального благосостояния, которые уже обрели, пройдя трудный путь испытаний и ошибок, народы некоторых регионов мира. Действительно, определенные программы развития учитывают культурные и политические различия и откликаются на тревожные симптомы, связанные с загрязнением окружающей среды, принявшей в наши дни угрожающие размеры. И все же каждая из этих концепций неизменно основывается на материалистических устремлениях. Сейчас, в конце двадцатого века, уже не остается сомнений в том, что подход к социально-экономическому развитию, основанный на материалистическом толковании действительности, не отвечает подлинным нуждам человечества. Оптимистические прогнозы о переменах, которые он якобы произведет, канули в пропасть, которая все шире разверзается между баснословно высоким уровнем жизни незначительного и постоянно сокращающегося меньшинства и бедностью подавляющего большинства населения планеты. Нынешний беспримерный экономический спад вкупе с социальными проблемами, которые он породил, отражает принципиальную ошибочность общепринятых представлений о самой природе человека. Уровень притязаний, который навязывает своим членам современное общество, не только не соответствует, но и противоречит реальному положению дел в мире. Мы ясно видим, что если целью развития общества не станет нечто большее, чем простое улучшение материальных условий жизни, то и последняя задача останется невыполнимой. Высшую цель надо искать в духовных измерениях бытия, выходящих за пределы столь изменчивой экономической карты мира и искусственного разделения человечества на "развитые" и "развивающиеся" страны. Пересматривая концепцию развития человечества, необходимо будет также по-иному решить вопрос о главных движущих силах этого процесса. Ведущая роль органов управления на любом уровне неоспорима. Однако грядущим поколениям трудно будет понять, почему в эпоху, столь высоко превозносившую идеи равноправия и другие демократические принципы, при разработке социальных программ большинство населения планеты рассматривалось только в качестве потребителей материальных и культурных благ. Вопреки провозглашенному принципу всеобщего участия, возможность внести свою лепту в процесс принятия решений, предоставленная ныне большинству членов общества, в лучшем случае ограничена кругом второстепенных вопросов, сформулированных помимо воли самих людей и связанных с целями, которые подчас несовместимы с представлениями о действительности. Такой подход, если не очевидным образом, то исподволь, разделяет и официальная религия, всегда относившаяся к человеку покровительственно и стремившаяся так или иначе опекать его. Несущая на себе отпечаток этой традиции господствующая религиозная мысль явно не способна открыть путь от искренней веры в духовное начало человеческой природы к вере в способность всего человечества в целом возвыситься над уровнем чисто материальных запросов. То, что при этом упускается из виду, возможно, является важнейшим социальным явлением нашего времени. Несомненно, что правительства стремятся сегодня с помощью Организации Объединенных Наций создать новый миропорядок, но верно и то, что народы мира не стоят в стороне от решения этой задачи. Они откликаются на нее созданием бесчисленных движений и объединений, целью которых является осуществление социальных перемен на местном, региональном и международном уровнях. Права человека, улучшение положения женщин, устойчивое экономическое развитие общества, преодоление предрассудков, проблемы воспитания и образования, охрана здоровья и множество других насущных вопросов настоятельно требуют внимания со стороны организаций, ряды которых пополняются во всем мире. Это явление, представляющее собой нечто иное, как отклик самих народов на вопиющие проблемы эпохи, заставляет нас вспомнить призыв Бахауллы, прозвучавший более ста лет назад: Искренне радейте о нуждах века, в коем живете, сосредоточьте мысли ваши на его надобностях и потребностях. Крутой поворот в ходе исторического развития, который неизбежно произойдет, когда массы простых людей по-новому осознают себя, подводит нас к важнейшему вопросу о роли всего человечества как единого целого в созидании будущего нашей планеты. |
|
© Национальное Духовное Собрание Бахаи Российской
Федерации,
1998-9. © Дизайн vr graphics, 1998-9. |