|
|
Обещание мира во всем мире
Заявление Всемирного Дома Справедливости к народам мира
Октябрь 1985
Великий Мир, к которому на протяжении столетий склоняют свои
сердца люди доброй воли, образ которого создают бесчисленные
поколения пророков и поэтов и который испокон веков постоянно
предвещают священные писания человечества, наконец-то находится в
пределах досягаемости народов. Впервые в истории каждый из нас
получил возможность обозреть в единой перспективе всю планету с
миллиардами населяющих ее, столь отличающихся друг от друга,
людей. Мир во всем мире не только возможен, но и неизбежен. Это
-- следующая стадия эволюции планеты, названная одним из великих
мыслителей планетизацией человечества.
Перед всеми обитателями Земли стоит выбор: будет ли мир
достигнут лишь после немыслимых ужасов, низвергнутых на
человечество из-за его упрямой приверженности старым стереотипам
поведения, или он воцарится сегодня как следствие акта взаимного
согласия. В этот критический момент, когда трудноразрешимые
проблемы, стоящие перед человечеством, сливаются в общую заботу
о судьбах мира, было бы безответственным не остановить волну
конфликтов и беспорядков.
К благоприятным факторам следует отнести непрерывно нарастающую
мощь движения к мировому порядку, начатого на заре нашего века
созданием Лиги Наций и продолженного более всеобъемлющей
Организацией Объединенных Наций; свидетельствующее о завершении
процесса государственного строительства достижение независимости
большинства народов на Земле после II мировой войны и участие
этих молодых государств наряду со старшими их собратьями в
решении вопросов, представляющих взаимный интерес; последовавшее
за этим резкое увеличение масштабов сотрудничества ранее
изолированных и антагонистических народов и групп в
международных начинаниях, направленных на развитие науки,
образования, права, экономики и культуры; появление за последние
десятилетия беспрецедентного количества международных
гуманитарных организаций; расцвет женских и молодежных движений,
участники которых призывают покончить с войной; и все более
распространяющаяся стихийная сеть простых людей, добивающихся
взаимопонимания посредством личных контактов.
Научно-технический прогресс, происходящий в этот необычайно
благословенный век, предвещает крупный скачок в социальной
эволюции планеты и указывает пути возможного решения
практических проблем, стоящих перед человечеством. По существу,
он предоставляет средства для управления сложной жизнью
объединенного мира. И все же барьеры продолжают существовать.
Сомнения, неверные представления, предрассудки, подозрительность
и заскорузлое своекорыстие мешают установлению нормальных
взаимоотношений между народами и государствами.
Глубокое чувство духовного и морального долга побуждает нас в
этот подходящий момент привлечь Ваше внимание к проницательным
мыслям, которые более столетия назад впервые высказал правителям
мира Бахаулла, основатель Веры Бахаи, доверенными лицами которой
мы являемся.
Бахаулла писал: Увы, ветер отчаяния дует отовсюду и раздоры,
разделяющие и поражающие род человеческий, усиливаются с каждым
днем. Уже можно различить признаки надвигающейся катастрофы, ибо
существующий порядок из рук вон плох. Опыт человечества в
полной мере подтвердил это пророческое суждение. Несовершенство
господствующего в мире порядка проявляется в неспособности
суверенных государств, входящих в Организацию Объединенных
Наций, изгнать призрак войны, предотвратить угрозу крушения
мировой экономики, распространение анархии и терроризма,
жестокие страдания, причиняемые этими и другими бедами миллионам
и миллионам людей. Воистину, агрессия и конфликты стали
настолько характерны для наших социальных, экономических и
религиозных систем, что многие считают такое поведение присущим
человеческой природе и, следовательно, неискоренимым.
Укоренение этой точки зрения приводит к противоречию,
парализующему человеческие отношения. С одной стороны, люди всех
стран мира провозглашают не только готовность, но и стремление к
миру гармонии, стремление покончить со страхами, терзающими их в
повседневной жизни. С другой стороны, они, не подумав,
соглашаются с мнением, что человеческие существа неисправимо
эгоистичны и агрессивны и, следовательно, неспособны создать
социальную систему, которая одновременно была бы прогрессивной и
миролюбивой, динамичной и гармоничной, систему, которая
предоставляла бы полную свободу для индивидуального творчества и
инициативы, но была бы основана на сотрудничестве и
взаимопомощи.
По мере того, как потребность в мире становится все более
настоятельной, это коренное противоречие, мешающее достижению
мира, делает все более необходимой переоценку предпосылок,
лежащих в основе широко распространенных представлений о трудной
исторической судьбе человечества. Беспристрастный анализ фактов
показывает, что такое поведение вовсе не отражает подлинную
сущность человека, а является следствием извращения
человеческого духа. Приняв это положение, все люди смогут
привести в действие конструктивные социальные силы, которые,
находясь в полном согласии с человеческой природой, будут
способствовать гармонии и сотрудничеству, а не войне и
конфликтам.
Выбор такого пути означает не отрицание, а осознание истории
человечества. Вера Бахаи рассматривает смятение в современном
мире и бедственное положение дел человеческих как естественную
стадию органичного процесса, который в конечном счете ведет к
неотвратимому объединению человеческого рода в социальную
систему, границами которой станут границы планеты. Род
человеческий, как организм особого склада, прошел через
эволюционные стадии, подобные младенчеству и детству в жизни
человека, и находится сейчас в кульминационной стадии мятежной
юности, приближаясь к долгожданной поре зрелости.
Искреннее признание того факта, что предрассудки, война и
эксплуатация отражают незрелые стадии обширного исторического
процесса и что человеческий род испытывает ныне неизбежное
смятение, отражающее его коллективное возмужание, является не
поводом для отчаяния, а необходимым условием начала колоссальной
работы, направленной на построение миролюбивого мира. Основные
мотивы темы, которую мы предлагаем Вашему вниманию, состоят в
том, что такая работа возможна, что необходимые для этого
конструктивные силы существуют, что объединяющие человечество
социальные структуры могут быть построены.
Несмотря на то, что грядущие годы могут принести новые страдания
и беспорядок, а ближайшие перспективы неблагоприятны, община
бахаи убеждена, что человечество встретит это высшее испытание с
верой в благополучный исход. Конвульсивные перемены, к которым
все быстрее и быстрее движется человечество, отнюдь не знаменуют
конец цивилизации. Напротив, они послужат высвобождению скрытых
возможностей человека, выявлению полной меры его назначения
на Земле, внутренней красоты его сущности.
продолжение (часть I)
|