Объединение всего человечества является наивысшим критерием той стадии развития, к которой приближается человеческое cообщество. Единство семьи, племени, города-государства и страны исторически было последовательно осуществлено. Мировое единство -- вот та цель, к которой стремится обеспокоенное человечество. Создание наций завершилось. Анархия, присущая государственному суверенитету, нарастает. Мир, входя в пору зрелости, должен отбросить этот фетиш, признать единство и целостность человеческих взаимоотношений и утвердить раз и навсегда механизм, способный воплотить этот основополагающий принцип в жизнь.
ХХ век, один из самых бурных периодов в человеческой истории, отмечен бесчисленными переворотами, революциями и радикальным отрицанием прошлого, от развала колониальной системы и великих империй ХIХ века до взлетов и падений широких и катастрофических по своим последствиям экспериментов с тоталитаризмом, фашизмом и коммунизмом. Некоторые из этих переворотов оказались крайне разрушительными и повлекли за собой смерть миллионов людей, искоренение старых жизненных укладов и традиций, развал увековеченных временем институтов.
Другие движения и течения оказались более позитивными. Научные открытия и достижения мысли в социальной области ускорили многие прогрессивные социальные, экономические и культурные преобразования. Был открыт путь для нового определения прав человека и утверждения достоинства личности, расширяющихся возможностей для индивидуальных и коллективных достижений, а также открыта новая широкая перспектива развития знаний и представлений о человеке.
Эти параллельные процессы -- с одной стороны, развал старых институтов и, с другой -- расцвет нового миропонимания -- суть проявления одной тенденции, которая набирала силу в течение последних ста лет, а именно тенденции ко всевозрастающей взаимозависимости и интеграции человечества.
Эта тенденция наблюдается в широком диапазоне явлений -- от слияния мировых финансовых рынков, которое, в свою очередь, отражает надежду человечества на разнообразные и взаимодополняемые источники энергии, питания, сырья, технологий и знаний, вплоть до создания опоясывающих весь земной шар систем связи и транспорта. Она отражается и в научном понимании единой биосферы Земли, которое, в свою очередь, делает безотлагательной необходимость глобальной координации. Кроме того, она демонстрирует, хотя и деструктивным образом, мощь современных систем вооружения, которая постепенно достигает такой степени, что может позволить горстке людей положить конец всей человеческой цивилизации. Именно всеобщее осознание этой тенденции -- как в конструктивных, так и деструктивных ее проявлениях -- делает особо волнующей знакомую картину планеты -- медленно вращающийся бело-голубой шар на фоне бесконечной темноты космоса, и этот образ помогает осознать то, что мы -- единый народ, богатый своим разнообразием и живущий на одной планете.
Эта тенденция отражается также в постоянных усилиях всех наций мира настойчиво развивать мировую политическую систему, способную гарантировать человечеству возможность мира, справедливости и процветания. Дважды в этом веке человечество предпринимало попытки установить новый миропорядок. Обе они были устремлены к признанию глобальной взаимозависимости и в то же время сохраняли в неприкосновенности систему, которая ставит суверенитет государства превыше всего. В перспективе завершающегося столетия Лига Наций, явившаяся прорывом в концепции коллективной безопасности, сделала первый робкий шаг к глобальному миропорядку.
Вторая попытка, зародившаяся в пучине второй мировой войны и основанная на Хартии, которая была разработана преимущественно победителями в этой битве, привела к тому, что на протяжении уже 50 лет имеется международный форум, как последнее прибежище, уникальный институт, служащий благородным символом коллективных интересов всего человечества.
Как международная организация ООН продемонстрировала способность человечества к объединенным действиям в области здравоохранения, сельского хозяйства, образования, защиты окружающей среды и охраны детства. Она утвердила нашу коллективную волю к построению лучшего будущего, проявившуюся в широком признании международных договоров по правам человека. Эта организация выявила глубоко скрытое в людях сострадание, о чем свидетельствует распределение международных финансовых и человеческих ресурсов в помощь нуждающимся. И в наиболее важных сферах установления, сохранения и укрепления мира Организация Объединенных Наций проложила дорогу к будущему без войн. 1
И все же всеобъемлющие цели, выдвинутые в Уставе ООН, оказались иллюзорными. Несмотря на высокие надежды ее основателей, учреждение ООН пятьдесят лет назад не открыло эру мира и всеобщего процветания.2
Хотя ООН, несомненно, сыграла свою роль в предотвращении третьей мировой войны, тем не менее последние пять лет были отмечены множеством местных, национальных и региональных конфликтов, стоивших миллионов жизней. Еще не успели улучшиться отношения между супердержавами, устранившими идеологическую причину таких конфликтов, как долго тлевшие этнические и религиозные страсти вспыхнули новым пожаром. Более того, хотя конец охолодной войнып и уменьшил опасность глобальной ядерной войны, еще остались такие устройства и технологии (и в определенной мере связанные с ними страсти), которые могут привести к гибели планеты.
Серьезные проблемы сохраняются и в социальной области. Несмотря на то, что были достигнуты новые уровни согласия, воплотившиеся в глобальных программах по здравоохранению, устойчивому развитию и правам человека, реальная ситуация во многих областях ухудшается. Настораживающее распространение воинствующего расизма и религиозного фанатизма; растущий, как раковая опухоль, материализм; рост преступлений в целом и организованной преступности в частности; повсеместное увеличение случаев немотивированного насилия; все углубляющаяся пропасть между богатством и бедностью; все еще неравное положение женщин; отсутствие взаимопонимания между поколениями, вызванное распадом института семьи; безнравственные эксцессы неограниченного капитализма и рост коррупции в сфере политики говорят сами за себя. По крайней мере, миллиард людей живет в жалкой нищете и более чем треть населения мира неграмотна. 3
В то время, как встречные процессы распада и обновления ведут мир к своего рода кульминации, 50-я годовщина Организации Объединенных Наций дает повод поразмышлять о том, как человечество может встретить свое общее будущее. В самом деле, за последнее время появился целый ряд полезных предложений для усиления роли ООН и улучшения ее способности координировать действия наций в решении этих проблем.
Эти предложения можно разделить на три категории. Одни направлены на решение прежде всего делопроизводственных, административных и финансовых проблем системы ООН. Другая группа содержит в себе те идеи, которые предлагают перестройку таких учреждений, как Экономический и Социальный Совет, Совет попечителей и экономические институты бреттон-вудской системы. Третья группа предлагает внести изменения в политическую структуру, призывая, например, расширить полномочия Совета Безопасности и/или пересмотреть сам Устав ООН. 4
Большинство этих предложений конструктивны, некоторые послужат побудительным мотивом. Среди наиболее сбалансированных и продуманных -- доклад Комиссии по глобальному управлению, названный "Наше глобальное соседство", в котором рекомендуются широкое принятие новых ценностей, а также структурные реформы в системе ООН. 5
В качестве своего вклада в продолжающуюся дискуссию по этому чрезвычайно важному вопросу Международное сообщество бахаи считает необходимым поделиться своими взглядами. Наше видение перспектив основано на трех исходных положениях.
Во-первых, обсуждение будущего ООН должно происходить в широком контексте эволюции международного миропорядка и его направления. ООН развивалась вместе с другими общественными институтами ХХ века. В совокупности с ними будет определяться эволюция нового мирового устройства, формируя, в свою очередь, и эти институты. Поэтому миссия, роль и руководящие принципы и даже деятельность ООН должны рассматриваться только в свете их совместимости с более широкими целями международного миропорядка.
Во-вторых, поскольку человечество едино и неделимо, каждый представитель человеческой расы рождается в этом мире как часть, доверенная целому. Такое соотношение между индивидуальным и коллективным составляет нравственную основу большинства прав человека, ту основу, определить которую пытаются инструменты ООН. Это соотношение помогает определить главнейшую цель международного миропорядка -- утверждение и сохранение прав человека.
В-третьих, в дискуссию о будущем миропорядке должно быть активно вовлечено большинство человечества. Такая дискуссия столь важна, что участие в ней не может быть ограничено только лидерами общества -- представителями правительственных, деловых, научных, религиозных кругов, а также организаций гражданского общества. Напротив, обсуждение должно охватывать мужчин и женщин на всех уровнях. Широкое участие простых людей сделает этот процесс более жизнеспособным за счет растущего осознания мирового гражданства и усилит поддержку развивающегося международного порядка.
Международное сообщество бахаи рассматривает настоящее смятение в мире и бедственное положение дел как естественную фазу органичного процесса, неизбежно и окончательно ведущего к объединению человеческой расы при едином социальном устройстве в пределах всей планеты.
Человеческая раса, как определенная органичная целостность, прошла стадии эволюции, аналогичные младенчеству и детству в жизни человека, и сейчас, в кульминационный период своей бурной юности, приближается к долгожданной зрелости. 6 Процесс глобальной интеграции -- уже реальность в области предпринимательства, экономики и коммуникации -- начинает реализовываться и на политической арене.
Исторически он был ускорен внезапными и катастрофическими событиями. Именно опустошительные мировые войны породили Лигу Наций и Организацию Объединенных Наций. Будут ли новые достижения результатом подобных невообразимых ужасов или они будут достигнуты благодаря коллективной воле -- выбирать самим жителям Земли. Неспособность предпринять решительные действия будет проявлением преступной безответственности.
Поскольку в настоящее время национальные государства обладают суверенитетом, то задача определения точной структуры нового миропорядка -- обязанность глав государств и правительств. Мы призываем лидеров всех уровней активно поддержать созыв совещания мировых лидеров еще до конца этого века для того, чтобы рассмотреть пути переустройства существующего миропорядка в соответствии с целями и задачами, стоящими перед современным миром. 7 Согласно имеющимся предложениям, такая конференция может быть названа "Встреча в верхах по глобальному управлению".
Эта предлагаемая встреча может быть основана на опыте, полученном в результате серии чрезвычайно успешных международных конференций ООН в начале 90-х годов. Эти конференции, среди которых встречи на высшем уровне по проблемам детства в 1990 г., по защите окружающей среды и развитию в 1992 г., Всемирная конференция по правам человека в 1993 г., Международная конференция по народонаселению и развитию в 1994 г., Всемирная встреча на высшем уровне по социальному развитию в 1995 г. и IV Всемирная конференция по правам женщин в 1995 г., установили новую методологию для глобального рассмотрения жизненно важных вопросов.
Ключом к успеху этих мероприятий было существенное участие в них общественных организаций. Нелегкие переговоры правительственных делегаций об изменениях в мировой политической, социальной и экономической структурах проходили при активном подключении к ним этих организаций, стремящихся отражать нужды и заботы обычных людей. Важно и то, что в каждом из упомянутых случаев встреч мировых лидеров присутствие неправительственных организаций и мировой прессы подтвердило их легитимность и высокий уровень согласия, достигнутого в ходе конференций.
Было бы хорошо, чтобы при подготовке предполагаемой встречи мировые лидеры учли эти уроки с тем, чтобы привлечь как можно больше людей и заручиться доброй волей и поддержкой народов мира.
Существуют некоторые опасения, что международные политические институты неизбежно движутся к чрезмерной централизации и образуют ненужный слой бюрократии. Следует ясно и твердо заявить: любые новые структуры мирового управления должны как принципиально, так и практически обеспечить должный уровень ответственности за принятие решений. 8
Установить правильный баланс не всегда легко. С одной стороны, подлинное развитие и действительный прогресс могут быть достигнуты только самими людьми, действующими индивидуально и коллективно, как ответ на конкретные потребности и заботы своего времени и места. И тогда можно считать, что децентрализация управления -- непременное условие процесса развития. 9 С другой стороны, международный миропорядок настоятельно требует руководства и координации в глобальном масштабе.
Поэтому в соответствии с принципами децентрализации, упомянутыми выше, международным институтам должны быть предоставлены полномочия действовать только по таким международным вопросам, где государства не могут действовать по своей инициативе, или вмешиваться с целью защиты прав народов и стран-участниц. Все другие вопросы должны решаться на национальном и местном уровнях.
Более того, намечая специфические контуры будущего миропорядка, руководители должны рассмотреть широкий ряд подходов к управлению. Вместо того, чтобы следовать модели какой-либо одной из признанных систем управления, эта структура может использовать, сочетать и ассимилировать полезные элементы любой из существующих систем. 10
Например, одной из проверенных временем моделей управления, которая может вместить многообразие мира в единой структуре, является федеральная система. Федерализм уже доказал свою эффективность в децентрализации власти и процессе принятия решений в условиях больших, сложных и разнородных государственных образований, при одновременном поддержании общего единства и стабильности. Другая модель, достойная серьезного рассмотрения, -- это содружество наций, которое на мировом уровне ставило бы интересы всего содружества превыше интересов любой одной нации.
Особое внимание должно быть уделено созданию такой структуры международного миропорядка, которая с течением времени не выродилась бы в какую-либо форму деспотизма, олигархии или демагогии, извращающую жизнь и механизм составляющих ее политических институтов.
В 1955 году, во время пересмотра Устава ООН в связи с первым десятилетием существования ООН, Международное сообщество бахаи представило в ООН заявление, основанное на идеях, высказанных почти век назад Бахауллой. Концепция бахаи, относительно мирового устройства, состоит в следующем: мировое сверхгосударство, которому все нации мира уступят право вести войны, определенные права налогообложения и все права на содержание вооруженных сил, кроме как для целей поддержания внутреннего порядка в своих государствах. Это государство должно включать Международный исполнительный орган, способный применять верховную и неоспоримую власть по отношению к любому неподчиняющемуся члену содружества; Мировой Парламент, члены которого выбираются народом в каждом государстве и чье избрание подтверждается соответствующими правительствами; Верховный Трибунал, чей суд обязывает к подчинению даже в тех случаях, когда заинтересованные стороны не согласны добровольно представить дело на его рассмотрение. 11
Хотя мы верим, что данное определение мирового правительства является одновременно и высшим гарантом безопасности и предназначением человечества, но в то же время мы признаем, что оно представляет долгосрочную перспективу глобального общества. В связи с неотложным характером сегодняшних проблем мир требует смелых, практических и действенных стратегий, которые будут идти далее вдохновляющих образов будущего. Тем не менее, если сосредоточить внимание на убедительной концепции, то из массы противоречивых взглядов и доктрин возникает ясное и последовательное направление действий.
Организация Объединенных Наций была центром международной системы, созданной победителями во второй мировой войне. И в течение десятилетий идеологического конфликта между Востоком и Западом отвечала своему первоначальному назначению -- служить форумом для международного диалога. Со временем ее мандат расширялся и стал включать не только установление международных стандартов и содействие социальному и экономическому развитию, но и ведение операций по поддержанию мира на ряде континентов.
За этот же период политические реалии нашего мира претерпели самые существенные изменения. Во время основания ООН в мире было около 50 независимых государств. Сейчас их число превышает 185. После окончания второй мировой войны правительства были основными действующими лицами на мировой арене. Сегодня растущее влияние организаций гражданского общества и транснациональных корпораций создало гораздо более сложный политический ландшафт.
Несмотря на возрастающее усложнение своей миссии, система ООН сохранила более или менее неизменную структуру, задуманную для этой новой тогда международной организации пятьдесят лет назад. Не удивительно, что празднование 50-летия Организации Объединенных Наций стимулировало новый диалог относительно ее способности соответствовать политической реальности XXI века. К сожалению, в этом диалоге критики оказалось гораздо больше, чем похвалы.
Критика действий ООН основана, главным образом, на сравнении с действиями ведущих организаций частного сектора или с чрезмерными сходными ожиданиями. Хотя некоторые конкретные сравнения могут быть полезными для повышения эффективности Организации Объединенных Наций, но в более общем виде этот подход является несправедливым по своей сути. Этой организации не хватает не только четких полномочий, но и необходимых ресурсов для эффективных действий в большинстве случаев. Обвинения ООН в провале, по существу, относятся к самим странам-членам этой организации.
Если судить об ООН в отрыве от реальности, в которой она действует, то эта организация всегда будет казаться неэффективной и недееспособной. Однако если ее рассматривать как один из элементов более широкого процесса развития систем международного порядка, то яркий луч анализа сместится с недостатков и неудач ООН на ее победы и достижения. С эволюционной точки зрения первоначальный опыт ООН дает богатый источник знаний о ее будущей роли во всемирном общественном строе.
Эволюционный подход подразумевает видение перспектив этого института на длительный период времени, позволяя учитывать его потенциал к развитию, определять основополагающие принципы, управляющие его ростом, формулировать высокоэффективную стратегию для краткосрочного применения и даже предвидеть решительные изменения и сдвиги на его пути.
Изучение деятельности ООН в плане этих перспектив открывает значительные возможности для укрепления существующей системы без полной реконструкции ее основных институтов или глубокого изменения ее основных процессов. По существу, мы утверждаем, что никакое предложение по реформированию ООН не сможет оказать существенного воздействия, если содержащиеся в нем рекомендации не будут внутренне согласованными и не направят ООН по запланированному эволюционному пути, следуя которому эта организация сможет играть подобающую ей выдающуюся роль в будущем международном миропорядке.
Мы считаем, что набор описанных ниже рекомендаций соответствует этим условиям и что их принятие явится хотя и небольшим, но все же значительным шагом на пути построения более справедливого мира. 12
Основанием для любой системы управления служит принцип главенства закона, и важнейшим институтом для внедрения закона являются законодательные органы. Если авторитет местных и национальных органов в целом признается, то региональные и международные законодательные органы все еще вызывают опасения и подозрения.
К тому же Генеральная Ассамблея ООН стала мишенью для нападок по поводу своей неэффективности. Хотя некоторые выдвинутые против нее обвинения не имеют под собой почвы, существуют, по крайней мере, два недостатка, подрывающих способность Генеральной Ассамблеи оказывать должное влияние.
Во-первых, при существующем положении дел неправомерно большой вес придается государственному суверенитету, результатом чего является удивительное смешение анархии и консерватизма. В реформированной ООН законодательная ветвь и ее избирательная система должны обеспечить более точное представительство народов мира, так же как и национальных государств. 13
Во-вторых, резолюции Генеральной Ассамблеи не являются обязательными до тех пор, пока они по отдельности не ратифицированы в форме договора каждой из стран-участниц. Если существующая система, которая ставит государственный суверенитет превыше всего, должна превратиться в систему, которая сможет представлять интересы единого и взаимозависимого человечества, то резолюции Генеральной Ассамблеи (в пределах ограниченного числа решаемых вопросов) постепенно должны обретать силу закона при соответствующих мерах принуждения и принятия санкций.
Эти два недостатка тесно связаны между собой, поскольку большинство народов мира, испытывая подозрительность и страх по отношению к мировому правительству, вряд ли подчинятся какому-либо международному институту до тех пор, пока он не станет в должной мере представительным. 14
Тем не менее, в краткосрочной перспективе возможно принятие пяти практических мер, способных укрепить Генеральную Ассамблею, повысить ее репутацию и направить ее в долгосрочную перспективу развития.
1. Повышение минимума требований к членству
Минимум обязательных требований к действиям правительства в отношении своего народа установлен во Всеобщей Декларации прав человека и последующих договорах, известных как Международный Билль о правах.
Без непоколебимой решимости проводить регулярные всеобщие выборы при тайном голосовании, а также соблюдать свободу слова и другие права человека страна-член ООН превратится в препятствие на пути к активному и разумному участию огромного большинства ее населения в делах своих собственных обществ.
Мы предлагаем установить ответственность государств за нарушение этих норм. Точно так же государствам, ищущим признания, должно быть отказано в членстве в ООН до тех пор, пока они открыто не поддержат эти нормы или не предпримут ощутимые усилия в этом направлении.
2. Назначение комиссии по изучению национальных границ
Спорные территориальные претензии продолжают быть главным источником конфликтов и войн, что указывает на критическую необходимость заключения соглашений по национальным границам. Такие соглашения могут быть заключены только после рассмотрения изначально произвольного определения территории национальных государств и учета всех спорных претензий наций и этнических групп.
Мы полагаем, что вместо того, чтобы отсылать подобные претензии во Всемирный Суд, было бы целесообразным учредить специальную Международную комиссию для разбора всех дел, связанных с международными границами, и затем, после тщательного рассмотрения, выработать практические рекомендации. 15 Полученные результаты будут служить в качестве системы раннего оповещения о растущей напряженности между гражданскими или этническими группами и оценки степени угрозы в ситуациях, требующих превентивной дипломатии.
Для того, чтобы установить подлинное долговременное сообщество наций, необходимо окончательно уладить все споры о границах. Предлагаемое изучение спорных вопросов будет служить этой цели.
3. Поиск новых решений в финансовой области
Постоянный дефицит годового бюджета, который был вызван нежеланием некоторых государств-членов ООН своевременно осуществлять свои платежи и сопряжен с отсутствием административного механизма для сбора процентов, причитающихся в связи с такого рода задержкой, а затем усугублен бюрократической неэффективностью в части исполнения бюджета, приводит к формированию в ООН менталитета кризисного реагирования.
Добровольные взносы от государств-членов ООН никогда не будут надежным источником финансирования любого международного института. Должен быть разработан более решительный подход к формированию статей дохода с тем, чтобы обеспечить слаженное функционирование всего механизма ООН. Мы предлагаем незамедлительно назначить рабочую группу экспертов для тщательного поиска решений.
Изучая возможные альтернативы, эта группа должна руководствоваться следующими фундаментальными принципами. Во-первых, платежи должны учитывать уровень представительства. Во-вторых, ради соблюдения справедливости платежи должны быть дифференцированными. В-третьих, нельзя упускать вопрос о разработке механизма поощрения добровольных пожертвований со стороны отдельных граждан и организаций. 16
4. Принятие обязательств по введению всеобщего вспомогательного языка
Организация Объединенных Наций, ныне использующая шесть официальных языков, извлекла бы немалую пользу, если бы выбрала один из существующих языков или создала новый для использования в качестве вспомогательного во всех своих учреждениях. Такое предложение уже много лет отстаивается многими группами, от эсперантистов до самого Международного сообщества бахаи. 17 Кроме обеспечения экономии средств и упрощения бюрократических процедур, эта мера позволила бы сделать далеко идущий шаг в развитии духа единства.
Мы предлагаем назначить Комиссию на высшем уровне с членством представителей различных регионов, работающих в соответствующих областях, включающих лингвистику, экономику, социальные науки, образование и средства массовой информации, для того, чтобы начать тщательное изучение вопроса о выборе международного вспомогательного языка и принятии общей письменности.
Мы предвидим, что, в конце концов, мир не сможет обойтись без принятия по всеобщему соглашению единого вспомогательного языка и письменности, которым будут обучать в школах всего мира в дополнение к родному языку или языкам каждой страны. Целью должно стать облегчение перехода к глобальному обществу путем улучшения связей между нациями, снижения административных затрат в деловой, правительственной и других сферах международного сотрудничества, а также всеобщее развитие более гармоничных отношений между всеми членами человеческой семьи. 18
Это предложение должно рассматриваться в узком смысле. Оно ни в коей мере не предполагает ухудшение состояния какого-либо существующего языка или культуры.
5. Исследование возможности введения единой международной валюты
Необходимость содействия принятию международной валюты, как жизненно важного элемента процесса интеграции экономики в глобальном масштабе, очевидна. Среди ряда преимуществ, как полагают экономисты, будет то, что наличие единой валюты будет сдерживать непроизводительную спекуляцию и непредсказуемые зигзаги рынка, а также будет способствовать всеобщему выравниванию доходов и цен, что в результате даст значительную экономию. 19
Возможность получения экономии не приведет ни к каким действиям до тех пор, пока не будет представлено более чем достаточное множество доказательств, способных рассеять естественные возражения и сомнения скептиков, в сочетании с заслуживающим доверия планом реализации. Мы предлагаем назначить Комиссию, состоящую из наиболее компетентных руководителей стран, ученых и специалистов, чтобы начать немедленное изучение экономических преимуществ и политической цены принятия единой валюты, а также создание рекомендаций по наиболее эффективному подходу к практическому осуществлению этого шага.
На международном уровне исключительно важной исполнительной функцией является проведение в жизнь Договора о коллективной безопасности. 20
Коллективная безопасность включает в себя согласованную обязанность государств выступать совместно против угрозы сообществу. Эффективность такого соглашения зависит от степени, в которой участники готовы действовать на общее благо, пусть даже при этом они руководствуются чувством "просвещенного своекорыстия".
Внутри самой Организации Объединенных Наций роль по претворению договоренностей в жизнь выполняет, в основном, Совет Безопасности наряду с выполнением других исполнительных функций, разделяемых им с Cекретариатом. Оба института наталкиваются на препятствия в выполнении своих, обусловленных мандатом, ролей. Так, Совет Безопасности стеснен невозможностью предпринимать решительные действия, а Cекретариат испытывает давление многочисленных требований стран-участниц.
В краткосрочном измерении возможны четыре практические меры по укреплению исполнительных функций внутри ООН.
1. Ограничение применения права "вето"
Первоначальная идея Устава ООН о применении права оветоп пятью постоянными членами состояла в том, чтобы не допустить согласия Совета Безопасности на военные действия против любого из постоянных членов или же требования использовать вооруженные силы постоянного члена против его воли. 21 И действительно, начиная со времен "холодной войны", право "вето" неоднократно применялось в интересах региональной или национальной безопасности.
Международное сообщество бахаи в своем заявлении в 1955 году по поводу реформы ООН выступило за постепенную отмену положения о постоянном членстве и праве "вето" по мере укрепления взаимного доверия между членами Совета Безопасности. Сегодня, сорок лет спустя, мы вновь выступаем с этими предложениями. В то же время в качестве промежуточного шага могут быть предложены меры, сдерживающие неоправданное применение права "вето", чтобы в большей степени воплотить первоначальную идею Устава.
2. Организационное оформление сил быстрого реагирования
Для поддержки миротворческих операций ООН и для придания большего веса резолюциям Совета Безопасности должны быть созданы международные вооруженные силы. 22 Их лояльность ООН и независимость от узконациональных интересов должны быть полностью обеспечены. Командование и управление этими вооруженными силами ложится на Генерального Секретаря, подчиненного Совету Безопасности. Однако их финансирование должно определяться Генеральной Ассамблеей. Для создания этих вооруженных сил Генеральный Секретарь привлекает компетентные кадры из всех регионов мира.
В случае использования должным образом эти силы возбудят чувство уверенности, которое будет способствовать продвижению ко всеобщему разоружению, создавая тем самым возможность полного запрещения всех видов оружия массового уничтожения. 23 Более того, в соответствии с принципом коллективной безопасности постепенно станет ясно, что государства нуждаются в собственных вооруженных силах только для самообороны и поддержания внутреннего порядка.
В качестве немедленного шага в направлении создания таких сил существующие структуры быстрого реагирования должны получить юридическое обоснование и стать основными силами быстрого реагирования в регионах для действий в кризисных ситуациях.
3. Применение принципа коллективной безопасности к другим проблемам мирового сообщества
Несмотря на то, что первоначально принцип коллективной безопасности был сформирован в контексте угрозы военной агрессии, некоторые полагают, что теперь, в широком смысле, он может быть применен в отношении любых угроз, которые, будучи местными по своей природе, в действительности приводят к многоплановым нарушениям современного миропорядка. Такие угрозы включают в себя, в частности, международную торговлю наркотиками, недостаточную безопасность продуктов питания и возникновение новых глобальных пандемий. 24
Мы полагаем, что этот пункт должен быть включен в повестку дня предлагаемого всемирного форума. Однако маловероятно, что расширенные формулировки коллективной безопасности сами по себе устранят фундаментальные причины военной агрессии.
4. Укрепление дееспособных подразделений ООН, имеющих независимые исполнительные органы
Некоторые более независимые организации из семейства ООН, такие как Международный фонд защиты детей, Международная организация гражданской авиации, Всеобщий почтовый союз, Международный союз телеграфа и связи, Международная организация труда и Всемирная организация здравоохранения, достигли заметных успехов в своих ограниченных, но важных сферах международной деятельности.
Вообще говоря, у этих организаций уже есть свои исполнительные органы. Их независимость должна быть сохранена и усилена, как часть международной исполнительной структуры. 25
В любой системе правления необходимы сильные юридические органы для уравновешивания других ветвей власти, а также для учреждения, распространения, защиты и исполнения справедливости. Тяга к созданию справедливых обществ всегда была среди главнейших исторических сил.26 Без всякого сомнения, ни одна мировая цивилизация не может долго существовать, не будучи прочно основанной на принципе справедливости.
Справедливость -- это единственная сила, которая преобразует пробуждающееся сознание единства человечества в коллективную волю, с помощью которой могут быть надежно возведены необходимые структуры жизни мирового сообщества. Время, в течение которого люди всего мира получают все более широкий доступ к разного рода информации и к разнообразным идеям, станет свидетелем того, как справедливость утвердится в качестве основополагающего принципа эффективной организации общества.
На индивидуальном уровне справедливость есть свойство человеческой души отличать истину от иллюзии. В глазах Бога, по словам Бахауллы, справедливость -- "любимейшая из всех вещей", поскольку она позволяет каждому человеку увидеть все своими собственными глазами, а не глазами других, и познавать своим разумением, а не разумением соседа или своих ближних.
На коллективном уровне справедливость -- необходимый ориентир в процессе совместного принятия решений, ибо только с ее помощью можно прийти к единому мнению и действовать сообща. Чуждая того карательного духа, который в прошлом часто прикрывали ее именем, справедливость есть применяемое на практике осознание того, что в достижении прогресса человечества интересы личности и общества неразрывно связаны. Ставя справедливость во главу человеческих взаимоотношений, мы создаем атмосферу, необходимую для беспристрастного рассмотрения различных мнений и принятия оптимальных решений. Такая атмосфера не оставляет почву для привычных интриг и непримиримого противостояния, столь пагубно влияющих на процесс принятия решений.
Такое понимание справедливости получит постепенное распространение по мере осознания того, что во взаимозависимом мире интересы личности и общества неразрывно связаны. В этом смысле справедливость должна проходить "красной нитью" при рассмотрении взаимодействия на всех уровнях -- семейном, групповом и глобальном.
В современной системе ООН мы видим основу укрепления Всемирного Суда. Основанный в 1945 году как главный юридический орган ООН он характеризуется многими положительными моментами. Например, существующая система подбора судей направлена на формирование состава суда, представляющего широкий спектр народов, регионов и юридических систем. 27
Основной недостаток Суда заключается в отсутствии у него соответствующих полномочий для принятия таких решений, которые по закону обязательны для всех, за исключением случаев, когда сами государства заранее берут на себя обязательства выполнять его решения. Без соответствующих полномочий Суд бессилен осуществлять справедливость. 28 Со временем решения Международного Суда станут обязательными и будут неукоснительно выполняться всеми странами. Однако уже сейчас он может быть укреплен двумя нижеследующими мерами.
В настоящее время правомочность Суда ограничена неcколькими категориями разбираемых дел, а также тем, что только государства имеют право возбуждать дела. Мы предлагаем, чтобы в дополнение к странам-участницам другие органы ООН получили бы право направлять дела в Суд.
2. Координация специализированных судов
Международный Суд должен стать зонтичной структурой для существующих и будущих специализированных судов, которые cтанут рассматривать на международном уровне дела, имеющие соответствующий сходный характер.
Начальные элементы единой системы можно обнаружить уже сейчас в специализированных арбитражных судах в области коммерции и транспорта, а также в предложениях по созданию таких структур, как Международный уголовный суд и Палата по охране окружающей среды. Другие сферы, подпадающие под действие этой единой системы, должны включать суды по делам, относящимся к международному терроризму и торговле наркотиками.
Главной целью правящих кругов на всех уровнях является развитие человеческой цивилизации. Эта цель труднодостижима без сознательного и одухотворенного участия большинства человечества в делах и жизни всего сообщества.
Исторически сложилось так, что международные структуры, сконцентрировав усилия на создании организаций и сообщества наций, остались далеки от умов и сердец людей мира. Отделенные несколькими слоями правительственных структур от международной арены и запутанные трактовкой международных новостей средствами массовой информации, люди в подавляющем большинстве еще не развили чувство близости к институтам, подобным ООН. Только те немногие, которые имели выход на международную арену, благодаря таким каналам, как общественные организации, возможно способны отождествить себя с этими учреждениями.
Парадоксально, но международные институты не смогут выйти на эффективный и зрелый уровень управления и выполнить свою основную задачу по продвижению вперед человеческой цивилизации, если не признают и не станут культивировать отношения взаимозависимости с народами мира. Такое признание приведет в движение позитивный круг доверия и поддержки, что ускорит переход к новому мировому порядку.
Решение задач, необходимых для развития мирового сообщества, требует сил, выходящих далеко за пределы всего того, что человечество до сих пор было способно собрать. Достижение такого уровня потребует намного большего доступа к знаниям для каждого человека. Международные организации преуспеют в выявлении и направлении нераскрытых возможностей людей до такой степени, что применение власти будет сбалансировано долгом завоевать доверие, уважение и подлинную поддержку тех, чьими действиями эти организации стараются управлять, а также обязанностью консультироваться открыто и в максимально широких пределах с теми, чьи интересы они затрагивают.
Люди, уважающие международные организации и доверяющие им, будут, со своей стороны, требовать, чтобы их национальные правительства усилили политическую и экономическую поддержку международного порядка. В свою очередь, международные организации, чьи полномочия и влияние возрастут, окажутся в лучшем положении при принятии дальнейших шагов по установлению законного и эффективного мирового порядка.
Наряду с мерами по укреплению своей структуры ООН нуждается в принятии инициатив, освобождающих скрытую энергию всех людей для участия в этом захватывающем процессе. С этой целью необходимо особо рассмотреть определенные меры по ускорению развития личности и общества. Среди них -- поддержка экономического развития, защита прав человека, повышение статуса женщины и усиление значимости морального совершенствования -- вот те четыре приоритета, настолько тесно связанные с прогрессом цивилизации, что они должны быть представлены как часть повестки ООН.
Стратегии экономического развития, применявшиеся ООН, Всемирным банком и рядом правительств в течение последних пятидесяти лет, независимо от того, насколько искренне они составлялись и выполнялись, оказались весьма далеки от желаемого. В большей части мира разрыв между "имущими" и "неимущими" вырос и продолжает увеличиваться с ускорением, закрепляя неравенство в уровне доходов. Социальные проблемы не теряют остроты. Фактически преступность и болезни не просто нарастают, но становятся свойственными обществу, так что бороться с ними все труднее.
Эти неудачи могут быть прослежены по ряду факторов. Они включают чрезмерное сосредоточение на крупномасштабных проектах и бюрократическую сверхцентрализацию, несправедливые условия международной торговли, всепроникающую коррупцию, которой позволили расцвести пышным цветом во всей структуре, исключение женщин из процесса принятия решений на всех уровнях, общую неспособность довести выделяемые ресурсы до бедных слоев и перевод на военные цели ресурсов, предназначенных для развития экономики.
Беспристрастное рассмотрение всех этих факторов обнажает систематический коренной порок парадигмы современного экономического развития: материальные потребности, как правило, рассматриваются без учета духовных факторов и их мотивирующей силы.
Развитие не следует смешивать с созданием неустойчивого общества потребления. Подлинное процветание включает в себя духовное благосостояние так же, как и материальное. Питание, жилье, определенный уровень материального комфорта -- существенны, но люди не могут и никогда не будут вполне удовлетворены наличием лишь этих необходимых условий. Также не может быть полного удовлетворения в более тонких достижениях материального плана, таких как общественное признание и политическая власть. В конечном счете, даже интеллектуальные достижения не удовлетворят наши глубочайшие потребности.
Именно в жажде чего-то большего, того, что превосходит нас самих, может быть по-настоящему понята реальность человеческого духа. И хотя духовная сторона нашей природы заслонена каждодневной борьбой за материальные приобретения, мы не можем долго пренебрегать потребностью в трансцендентном. Таким образом, парадигма устойчивого развития должна быть обращена к духовным запросам людей так же, как к их материальным потребностям и желаниям.
Образование -- лучший вклад в экономическое развитие. Человек -- это высший талисман. Недостаток правильного образования, однако, отстранил его от того, что у него есть от рождения, -- пишет Бахаулла. Считайте человека богатым рудником бесценных самоцветов. Одно лишь образование дает возможность выявить эти богатства на пользу людям. 29 Образование -- это больше, чем процесс овладения узкой областью знаний или обучения набору жизненных навыков. Поистине, образование, которое должно быть главным императивом развития, должно также учить процессу приобретения знаний, формировать силы интеллекта и способность к рассуждению, а также прививать ученику необходимые моральные качества.
Именно такой всеобъемлющий подход к образованию позволит людям внести вклад в создание богатств и будет способствовать их справедливому распределению. 30
Подлинное богатство создается тогда, когда работа предпринимается не просто как возможность заработать на жизнь, но также как путь служения обществу. Мы считаем, что такого рода работа -- основная потребность человеческой души, столь же важная для правильного развития человека, как питательная еда, чистая вода и свежий воздух для его физического тела.
Поскольку любая зависимость по своей природе является в духовном плане разрушительной, схемы, нацеленные единственно на перераспределение материальных благ, в конечном счете обречены на провал. Распределение благ должно быть эффективным и справедливым. Фактически оно должно составлять единое целое с процессом создания благ.
Мы предлагаем нижеследующие рекомендации Организации Объединенных Наций для содействия более эффективному развитию.
1. Начало решительной кампании по выполнению "Повестки дня на XXI век"
План действий, сформулированный на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, включал в себя широкий спектр мнений со стороны гражданского общества и ряд принципов, созвучных высказанным в данном документе. К сожалению, однако, страны-участницы мало что сделали для претворения этих планов в жизнь.
Если цели "Повестки 21" должны быть достигнуты, то необходимо предпринять развернутые усилия, хотя и отличающиеся по своей природе, но сопоставимые по размаху и обязательствам с планом Маршалла для переустройства послевоенной Европы. В таком случае "бреттон-вудские" организации призваны развернуть решительную кампанию по ускорению необходимых действий на национальном уровне. Такого рода мандат может быть получен только в итоге работы конференции, подобной первой встрече в Бреттон-Вуде 50 лет назад, посвященной на этот раз полному пересмотру самих этих организаций. Цель такого пересмотра -- сделать доступными для народов мира ресурсы, достаточные для реализации местных инициатив. Более того, конференция могла бы расширить повестку дня, обратившись к более глубоким темам всемирной экономической безопасности, путем переустройства существующих организаций или создания новых структур. 31
В случае успеха этот новый механизм мог бы быть расширен с целью координации действий по выполнению решений, принятых на недавней Встрече в верхах по социальному развитию.
На протяжении пяти десятилетий после образования ООН вырабатывалось понимание, что права человека необходимо признавать и защищать в международном масштабе, если мы хотим, чтобы установились мир, социальный прогресс и экономическое процветание. Основанием международного соглашения по правам человека является чрезвычайно важная Всеобщая Декларация прав человека, принятая ООН в 1948 году и развитая в двух международных соглашениях -- Международном Соглашении по гражданским и политическим правам и Международном Соглашении по социальным, экономическим и культурным правам. В дополнение к этому около 75 других договоров и деклараций сформулировали и утвердили права женщин и детей, право свободы вероисповедания, право на развитие и др.
Положение относительно защиты прав человека, сложившееся в Организации Объединенных Наций, имеет два основных недостатка: ограниченность средств для обеспечения соблюдения этих прав и выполнения мероприятий по выполнению решений и недостаточный упор на ответственность, которая сопровождает любые права.
Принуждение к соблюдению прав человека на международном уровне должно проводиться подобно тому, как это делается в случае военной агрессии в условиях системы коллективной безопасности. Нарушение прав человека в одной стране должно вызывать озабоченность всех, и силовой механизм должен обеспечить объединенный отпор со стороны всего международного сообщества. Труднее ответить на вопрос, когда именно и каким образом следует вмешиваться по поводу защиты прав человека. Энергичное силовое вмешательство потребует высокой степени международного согласия по поводу того, что является вопиющим и преднамеренным нарушением.
Важные шаги на пути к глобальному согласию были предприняты в ходе процесса, приведшего в 1993 г. к Международной конференции по правам человека, которая недвусмысленно подтвердила, что права человека являются всеобщими, неделимыми и взаимосвязанными, и положила тем самым конец долговременным дебатам об относительной важности гражданских и политических прав по сравнению с социальными, экономическими и культурными правами. 32 В резолюциях конференции было также подтверждено, что права человека должны признаваться независимо от различий расы, этнического происхождения, религиозных верований и национальности. Они утверждают равенство женщин и мужчин, включают единые для всех людей мира права на свободу проведения исследований, получения информации и религиозной деятельности и воплощают в себе право каждого на такие основные блага, как питание, жилище и здравоохранение. 33 Сверх того, что необходимо создать консенсус в области прав человека и укрепить защиту этих прав, важно установить лучшее понимание того, что каждое право неразрывно связано с соответствующей ответственностью.
Право личности быть признанной перед законом, например, включает обязанность подчиняться закону и способствовать тому, чтобы и законы, и правовая система становились более справедливыми. Точно так же и в социально-экономической сфере: право на брак связано с ответственностью поддерживать семью, дать образование детям и относиться с уважением ко всем членам семьи. 34 Право на труд не может быть отделено от ответственности каждого делать свое дело настолько хорошо, насколько позволяют его способности. В широком смысле, "всеобщность" прав человека подразумевает ответственность перед всем человечеством.
Наконец, если выполнение обязанностей в каждой из этих областей ложится на индивида, защита соответствующих прав человека возложена на международные организации. Мы предлагаем следующие три меры для срочного принятия.
1. Укрепление исполнительного и контрольного механизмов ООН
Механизмы ООН по обеспечению должного соответствия решений правительств международным договорам и по проверке степени этого соответствия неадекватны поставленным задачам. Центр по правам человека состоит из очень небольшого числа специалистов, прилагающих все усилия в деле контроля за выполнением странами мира всех договоренностей, которые они ратифицировали.
Мы полагаем, что выделяемые Центру ресурсы должны быть значительно увеличены, чтобы он мог справляться со своими обязанностями в полной мере.
2. Содействие всеобщей ратификации международных соглашений по правам человека
Поскольку ратификация международных соглашений по правам человека предполагает взятие на себя странами-участницами обязательств, то, несмотря на невозможность принудительной ратификации, Генеральный Секретарь и все подразделения ООН должны сделать все возможное для того, чтобы страны-участницы предпринимали шаги в данном направлении. В действительности обязательный срок всеобщей ратификации может стать вдохновляющей целью, поставленной Генеральной Ассамблеей.
3. Повышение уровня уважения к наблюдательным органам ООН по правам человека
Поскольку мандат, данный организациям по наблюдению за правами человека, по своей природе очень серьезен, ООН должна быть особенно внимательной к тому, какое впечатление производят структура и работа этих организаций, и действовать в высшей степени обдуманно при разрешении сложных ситуаций.
Мы считаем, что было бы благоразумным, чтобы во время процедуры выдвижения кандидатов в члены Комиссии по правам человека и других наблюдательных организаций рассматривалась квалификация государств и чтобы каждая страна, которая еще не ратифицировала международные соглашения, была исключена из числа кандидатов на избрание. Несмотря на то, что такие страны-участницы все еще будут иметь возможность в полной мере участвовать в обсуждениях, предлагаемая мера защитит ООН от возникновения затруднительных ситуаций.
Мы также считаем, что из вышеприведенного правила следует сделать одно исключение. Страны-участницы, в которых не проводится расследование ООН по нарушению прав человека и в которых конституция надежно защищает эти права, но где процесс ратификации не был завершен по внутриполитическим причинам, не должны быть отстранены от избрания на ответственные посты.
Наконец, было бы справедливо, чтобы страны-участницы, которые ратифицировали международные соглашения, но в которых производятся расследования по поводу серьезных нарушений прав человека, были отстранены от избрания в руководящие органы конференций и заседаний Комиссии по правам человека. Это положит конец широко распространенному восприятию выборов как пародии.
Создание миролюбивой и устойчивой глобальной цивилизации будет невозможно без полноценного участия женщин в каждой области человеческой деятельности. 35 В то время, как эти установки получают возрастающую поддержку, существует заметная разница между их абстрактным признанием и воплощением в жизнь.
Пришло время для международных структур, состоящих в основном из мужчин, использовать свое влияние для содействия систематическому включению женщин, причем делать это не по принуждению или из чувства самопожертвования, но на основе убежденности в том, что вклад женщин необходим для прогресса общества. 36 Только тогда, когда вклад женщин будет должным образом оценен, он будет востребован и органически вплетен в социальную ткань. Результатом станет более мирная, сбалансированная, справедливая и процветающая цивилизация. 37
Oчевидные биологические различия между полами не должны быть причиной неравенства или разобщенности. Напротив, они составляют один из аспектов взаимодополняемости. Если будет дана правильная оценка материнской роли женщин, то их труд по воспитанию и образованию детей станет уважаем и будет должным образом вознагражден. Также должно быть признано, что деторождение не умаляет способности руководить и не подрывает интеллектуального, научного или творческого потенциала. На самом деле может произойти усиление этих способностей.
Мы считаем, что прогресс в нескольких решающих направлениях придаст величайший импульс продвижению женщин. Мы разделяем нижеследующие воззрения, которые положены в основу рекомендаций, приведенных вслед за ними.
Во-первых, и прежде всего, насилие над женщинами и девочками, одно из наиболее очевидных и распространенных нарушений прав человека, должно быть ликвидировано. Насилие было реальностью в жизни многих женщин во всем мире независимо от расы, класса или уровня образования. Во многих обществах традиционное представление о женщинах как низших существах или как обузе делает их легкодоступным объектом для вымещения раздражения и злости. Даже строгие меры закона и механизмы принуждения произведут лишь слабый эффект, если не будут подкреплены изменением отношения к женщинам со стороны мужчин. Женщины не будут в безопасности до тех пор, пока не укрепится новое общественное сознание, такое, при котором даже простое выражение отношения к женщине свысока, не говоря о любой форме физического насилия, станет предметом глубокого стыда.
Во-вторых, семья остается базовой ячейкой общества и отношения, которые люди наблюдают и усваивают в семье, переносятся затем на все другие уровни общества. Поэтому должны измениться члены семьи как института с тем, чтобы принцип равенства мужчин и женщин стал их внутренним убеждением. Более того, если узы любви и единения скрепляют семейные отношения, то их воздействие выйдет за рамки семьи и будет влиять на общество в целом.
В-третьих, в то время как общая цель любого общества должна состоять в том, чтобы дать образование всем своим членам, на современной стадии истории человечества насущной является необходимость дать образование женщинам и девочкам. 38 Исследования, проводившиеся в течение более двадцати лет, убедительно доказывают, что из всех возможных инвестиций вложение в образование женщин и девочек приносит в целом самые высокие дивиденды в смысле социального развития, устранения бедности и прогресса общества. 39
В-четвертых, глобальный диалог о роли мужчин и женщин должен способствовать признанию глубинной взаимодополняемости двух полов. Различия между ними являются естественным подтверждением необходимости мужчинам и женщинам работать вместе для того, чтобы добиться расцвета своих потенциальных возможностей на благо развития цивилизации в не меньшей степени, чем для продолжения человеческого рода. Эти различия внутренне присущи интерактивному характеру их общей человеческой природы. Этот диалог должен учитывать исторические силы, приведшие к угнетению женщин, и рассматривать новые общественные, политические и духовные реальности, которые сегодня преобразуют нашу цивилизацию.
В качестве отправной точки этого диалога мы предлагаем следующую аналогию из Писаний бахаи: Мир человеческий парит на двух крылах: одно крыло -- мужчина, другое -- женщина. Птица не взлетит, если оба крыла не будут одинаково сильны. Если одно крыло ослабнет, полет прервется". 40
В дополнение мы выдвигаем следующие три специфические меры:
1. Увеличение числа женщин в делегациях стран-участниц
Мы рекомендуем странам-участницам более активно назначать женщин на посты в посольствах и другие дипломатические должности.
2. Содействие ратификации международных соглашений, защищающих права женщин и повышающих их статус
Подобно тому, как это делается в отношении международных договоров по правам человека, Генеральный Секретарь и все подразделения ООН должны использовать все возможности для содействия странам-участницам в ратификации ими соглашений и протоколов, защищающих права женщин и ориентированных на их развитие.
3. Перспективное планирование реализации Пекинской платформы действий
Декларация перспективных стратегий, принятая на конференции в Найроби, была в высшей степени смелой и творческой, однако ее реализация оказалась весьма неэффективной. 41 Мы считаем, что должен быть извлечен урок из этого неудачного опыта и следует разработать такие планы, которые создадут уверенность, что Платформу действий, рожденную на Пекинской конференции, не ожидает подобная судьба.
Мы предлагаем построить систему наблюдения и контроля, которая будет готовить официальные отчеты о ходе выполнения одобренных мер и ежегодно представлять их Генеральной Ассамблее, выделяя 20 первых и 20 последних государств-членов в деле выполнения принятых решений.
Процесс объединения людей во все более и более крупные группы, хотя и находился под влиянием культуры и географии, все же в большой степени проходил под воздействием религии, наиболее мощного средства изменения человеческих отношений и поведения. Под религией, однако, мы подразумеваем ее наиболее существенные основы и реальности, а не догмы или результаты слепого подражания, постепенно наслоившиеся на нее и ставшие причиной упадка религии и потери ею своего былого значения.
Говоря словами Абдул-Баха: Материальная цивилизация подобна телесной оболочке. Сколь бы ни была она грациозна, изысканна и прекрасна, она сама по себе мертва. Божественная цивилизация подобна духу, а тело обретает жизнь от духа... мир человеческий гибнет, если он лишен Духа Святого. 42
Идея поддержки каких-то определенных моральных систем или ценностей может вызвать противоречия, особенно в наш век гуманистического релятивизма. И тем не менее, мы твердо верим, что существует общий для всех набор ценностей, которые, однако, не хотят признавать те, кто по политическим мотивам спекулирует на второстепенных различиях в религиозной и культурной деятельности. 43 Эти основополагающие добродетели, которым учат все духовные сообщества, составляют основу морального развития.
Размышления по поводу общности, внутренне присущей великим религиозным и моральным системам мира, показывают, что каждая из них отстаивает идеи единства, взаимодействия и гармонии между людьми, ориентирует на ответственное поведение и поддерживает развитие духовных качеств, которые составляют основу взаимодействия на началах взаимодоверия и высоких принципов. 44
1. Активизация разработки программ морального воспитания в школах
Мы выступаем за развертывание всеобщей кампании по развитию морального воспитания. Проще говоря, эта кампания должна воодушевить и поддержать местные инициативы во всем мире по включению морального измерения в систему детского образования. Это может потребовать проведения конференций, издания соответствующих материалов и многих других действий в поддержку этого направления, и все это составит существенный вклад в становление будущего поколения.
Эта кампания морального развития может начаться с некоторых простых положений. Например, прямота, заслуживающее доверия поведение и честность -- основа стабильности и прогресса; альтруизм должен направлять все человеческие устремления так, чтобы искренность и уважение прав других стали составной частью каждого поступка человека; служение человечеству есть истинный источник счастья, чести и смысла жизни.
Мы также верим, что эта кампания станет успешной настолько, насколько она будет полагаться в своих усилиях на мощь религии. Доктрина отделения церкви от государства не должна использоваться как преграда для благородного воздействия религии. Говоря конкретно, религиозные общины должны быть включены в этот процесс как взаимодействующие партнеры в этой важной инициативе.
По мере своего развития эта кампания ускорит процесс становления личности, что, в свою очередь, преобразует сам способ, каким люди, независимо от их социального положения и классовой, этнической, расовой и религиозной принадлежности, взаимодействуют с обществом.
Мы подошли к поворотному пункту в развитии наций.
Объединение всего человечества является кульминационным моментом, к которому сейчас приближается человеческое cообщество. Единство семьи, племени, города-государства и нации исторически было успешно опробовано и установлено. Мировое единство -- цель, к которой стремится обеспокоенное человечество. Создание наций завершилось. Анархия, присущая государственной суверенности, подходит к своей кульминации. Мир, входя в пору зрелости, должен отбросить этот фетиш, признать единство и целостность человеческих взаимоотношений и утвердить раз и навсегда механизм, способный воплотить этот основополагающий принцип в жизнь. 45
Более века назад Бахаулла учил, что есть только один Бог, один человеческий род и что все религии мира представляют собой этапы откровения Божьей воли и Его промысла для человечества. Бахаулла возвестил пришествие времени, предсказанного во всех Святых Писаниях мира, когда человечество станет, наконец, свидетелем объединения всех народов в мирное и целостное сообщество.
Он говорил, что назначение человека состоит не только в создании материально процветающего общества, но также в построении мировой цивилизации, которая будет способствовать тому, чтобы люди действовали как нравственные существа, осознающие свою истинную природу и способные к достижению столь высоких свершений, каких не может дать никакая степень чисто материального благосостояния.
Бахаулла был также среди первых, кто ввел словосочетание оновый мировой порядокп для описания существенных изменений в политической, общественной и религиозной жизни мира. Знаки надвигающихся потрясений и хаоса теперь различимы, ибо господствующий порядок оказался прискорбно порочным, -- писал Он. Существующий порядок скоро будет свернут, и вместо него развернут новый. 46
С этой целью Он возложил соответствующие обязанности как на лидеров, так и на отдельных членов общества. Дело не в том, чтобы гордиться любовью к своей стране, а в том, чтобы любить весь мир. Земля -- единая страна, и все люди -- ее граждане. 47
Наиболее важным является то, что лидеры следующего поколения должны руководствоваться искренним желанием служить всему человеческому сообществу и должны понимать, что лидерство -- это ответственность, а не путь к привилегиям. Слишком долго и лидеры, и их последователи понимали руководство как установление контроля над другими людьми. На самом деле наш век требует нового определения лидерства и лидеров нового типа. 48
Это особенно верно в международных делах. Чтобы вызвать чувство доверия, добиться уважения и вселить в сердца людей мира чувства сердечной близости по отношению к институтам международного порядка, эти лидеры должны глубоко задуматься над своими действиями.
Незапятнанная личная честность и порядочность каждого из них помогут вернуть доверие и уважение к институту правительства. Они должны стать воплощением честности, скромности и искренности при поиске истины в любой ситуации. Они должны быть преданны высоким принципам и должны руководствоваться ими, действуя тем самым в лучших долгосрочных интересах человечества в целом.
Пусть ваше видение охватит весь мир, а не ограничится собственно вами, -- писал Бахаулла. Не занимайте себя эгоистическими заботами; пусть ваши мысли сосредоточатся на том, что исцелит судьбы мира и освятит сердца и души людей. 49
Точно так же комиссия Брандта в своем докладе "Общий кризис Север-Юг. Сотрудничество ради мирового оздоровления" предлагает провести реформы в решающих областях финансов, торговли и энергетики, т.к. они влияют на несбалансированность системы Север-Юг. The Brandt Commission, Common Crisis North-South: Co-operation for World Recovery. (London: Pan Books. 1983)
Литература, предлагающая широкомасштабные изменения в ООН, весьма обширна, и этот список продолжает расти, особенно в преддверии 50-летнего юбилея ООН. Первая серьезная переоценка ООН началась в 1950-е годы, перед празднованием 10-й годовщины Устава организации. В этой связи публикация в 1958 году книги Л. Сона и Г. Кларка "Всемирное законодательство -- путь к достижению мира во всем мире" стала вехой среди первых существенных предложений отменить право оветоп. Grenville Clark, and Louis B. Sohn, World Peace Through World Law. (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1966)
Ряд более поздних предложений простирается от Стокгольмской инициативы, которая предлагает общий подход к укреплению ООН, до книги Г. Стассена оОбъединенные Нации. Рабочие документы для реконструкциип, которая дает постатейные предложения для изменения Устава ООН. Б. Ференц в своей последней книге "Новые законные основания для глобального выживания" предлагает серию прямых и юридически обоснованных рекомендаций по реформе, базирующихся на предпосылке, что нации, народы и отдельные граждане должны иметь свободу решать свою судьбу, как им заблагорассудится, при условии, чтобы это не мешало и не нарушало основные человеческие права жить в мире и достоинстве. The Stockholm Initiative on Global Security and Governance 1991. Common Responsibility in 1990's. (Stockholm: Prime Minister's Office, Stockholm, Sweden) Harold Stassen, United Nations: A Working Paper for Restructuring. (Minneapolis: Learner Publications Company, 1994) Benjamin Ferencz, New Legal Foudations for Global Survival (Oceana Publications, 1994)
Шоги Эффенди в своих трудах дает полное и широкое объяснение концепции единства человечества. Краткое изложение этой концепции с точки зрения бахаи можно найти в Мировом Порядке Бахауллы. Shoghi Effendi, The World Oder of Baha'u'llah. (Wilmette, Ill.:Baha'i Publishing Trust. 1938), pp. 42-43.
Такой взгляд разделяет ученый Жан Тинберген, лауреат Нобелевской премии 1969 года по экономике, который заявляет: Проблемы человечества больше не могут решаться национальными правительствами. Необходимо всемирное правительство. Этого лучше всего достичь, усилив систему ООН. United Nations Development Programme (UNDP), Human Development Report 1994. Global Governace for the 21st Century (New York: Oxford University Press), p. 88.
Выдвигая это предложение, мы хотели бы обратить ваше внимание на термин овспомогательныйп. Учение бахаи ценит и поощряет культурное многообразие, но не унификацию. В этот момент истории мы не представляем, чтобы всему миру был навязан единственный язык. Как раз наоборот, мы представляем, что народы и государства сохранят свои собственные местные и национальные языки и в то же время будет поощряться изучение одного международного языка. Определенно, такой международный язык должен преподаваться в качестве обязательного предмета во всех школах мира. Но это никоим образом не должно наносить ущерб законному выражению национального и местного языкового и культурного многообразия.
Ту же самую разницу можно увидеть между животными; некоторые из них стали домашними, прирученными, другие остались дикими. Доказательство налицо -- мир природы несовершенен. Мир образования совершенен. Можно сказать, что человек спасен от крайностей природы образованием и культурой; следовательно, образование необходимо и обязательно. Но образование бывает разных видов. Есть тренировка и развитие физического тела, которое дает ему силу и рост. Есть интеллектуальное образование или умственное, для получения которого создаются школы и колледжи. Третий вид образования -- это образование духа. Благодаря дыханию Святого Духа человек возносится в мир нравственности и озаряется светом божественных даров. Мир нравственности возможно достичь только благодаря сиянию солнца реальности и животворящей силе Божественного Духа. 'Abdul'-Baha, in a Talk delivered in St. Paul on 20 September 1912. The Promulgation of Universal Peace, p. 329-330.
Именно стремление к познанию, свойственное человеку, как мыслящему существу, обусловливает нравственную необходимость провозглашения многих прав, охраняемых Всеобщей Декларацией и вытекающими из нее международными соглашениями. Всеобщее образование, свобода передвижения, доступ к информации и право на участие в политической жизни - все это сферы ее применения, которые нуждаются в твердых гарантиях со стороны мирового сообщества. То же самое относится к свободе мысли и совести, включая свободу вероисповедания, а также право на собственные убеждения и на свободное их выражение.
Поскольку все человечество являет собой единое и неделимое целое, оно несет ответственность за каждого человека, который приходит в мир. Эта ответственность составляет нравственную основу большинства других прав (главным образом экономических и социальных), которые также определяются в документах Организации Объединенных Наций. Неприкосновенность семьи и жилища, владение собственностью, гарантия невмешательства в частную жизнь -- на это имеет право рассчитывать каждый живущий на Земле человек. Обязанности общества перед его членами включают обеспечение занятости, охрану психического и физического здоровья, социальное обеспечение, справедливую оплату труда, гарантию права на отдых и досуг, а также удовлетворение многих других насущных потребностей всех членов общества.
Этот принцип коллективной опеки также позволяет каждому человеку рассчитывать на то, что условия, необходимые для культурного развития личности, находятся под защитой государственного и международного права. Подобно тому, как генофонд определяет биологическое богатство разнообразных культур, накопленное за тысячелетия, это жизненно важно для социально-экономического развития человечества, вступающего в пору своей коллективной зрелости. И ничто не должно препятствовать тому, чтобы в ходе становления всемирной цивилизации это достояние приносило бы свои плоды. С одной стороны, культура нуждается в защите от удушающего воздействия материального фактора, постоянно одерживающего верх. С другой стороны, необходимо, чтобы различные культуры могли взаимодействовать друг с другом на любом этапе развития цивилизации, не становясь объектом манипуляций в политических целях. Baha'i International Community, Office of Public Information, The Prosperity of Humankind. (Haifa: Baha'i World Centre. 1995) В издании на русском языке "Путь к процветанию человечества".
Ему необходимо руководство не просто реагирующее, а предвосхищающее действие, не просто функциональное, но воодушевляющее, которое смотрит вдаль и видит будущее поколений, залогом которого является настоящее. Миру необходимы лидеры с видением, с высокими этическими нормами и политическим мужеством заглянуть за пределы следующих выборов.
Такое лидерство не ограничивается домашними стенами. Оно должно простираться за границы своей страны, расы, религии, культуры, языка, стиля жизни. Оно должно обнимать более широкий избирательный округ, быть наполненным чувством заботы о других, ответственности за глобальное соседство. Доклад Комиссии по глобальному управлению "Наше глобальное соседство". ("Прогресс", М., 1995)
http://www.bahai.ru