Община Бахаи в России
Из Писаний Бахаи
Коротко о главном
Вера Бахаи в России Принципы Веры Бахаи Издательство Бахаи Будущее человечества

Вера Бахаи в Интернете

Путь к процветанию человечества

Часть 4

V

К решению экономических проблем, стоящих перед человечеством, следует подходить именно с позиций развития человеческих способностей путем широкого распространения знаний. Как показал опыт предыдущих десятилетий, материальные выгоды и стимулы нельзя рассматривать как самоцель. Они должны не только служить удовлетворению основных потребностей человека -- в жилье, продуктах питания, охране здоровья и т. д., но и расширять пределы человеческих возможностей. Экономические достижения -- и в этом состоит их основная роль в процессе развития -- должны обеспечить средства, позволяющие людям и обществу достичь подлинной цели социального развития, а именно -- заложить фундамент нового миропорядка, в условиях которого наиболее полно раскроются беспредельные возможности человеческого сознания.

Экономические теории должны строиться только с учетом этой конечной цели и той роли, которую сами они способны сыграть в создании условий для ее достижения. Лишь в этом случае экономическая и смежные с ней науки смогут освободиться от подводных камней материалистических установок, которые так им мешают, и выполнить свое предназначение, став рычагами всеобщего развития в полном смысле этого слова. Ни в чем другом не проявляется сейчас с такой очевидностью необходимость тесной связи между научным и религиозным путями познания.

В связи с этим нельзя не затронуть проблему бедности. Предложения, направленные на ее решение, основываются на убеждении, что существуют -- или могут быть созданы усилиями науки и техники -- материальные средства, которые облегчат и со временем покончат с тем от века сложившимся положением, когда бедность считалась неизменным спутником человеческого существования. Главная причина, по которой этого пока не произошло, заключается в том, что научно-технические достижения до сих пор служили решению задач, имеющих лишь косвенное отношение к подлинным интересам человечества. Чтобы освободить наконец мир от бремени бедности, потребуется коренной пересмотр этих задач, для чего необходим решительный поиск новых ценностей -- поиск, который станет настоящей проверкой духовного и научного потенциала человечества. Участвуя в этом процессе, религия столкнется с немалыми трудностями, если она остается в тисках сектантских догм, не проводящих грани между самоограничением и просто пассивностью, а также утверждающих, будто в земной жизни бедность неизбежна и избавление от нее возможно лишь в мире ином. Чтобы участвовать в борьбе за материальное благосостояние человечества, религиозный дух должен найти -- в Источнике вдохновения, из которого он исходит, -- новые идеи и принципы, соответствующие нынешней эпохе, эпохе стремления к единству и справедливости.

Не менее серьезные проблемы связаны с безработицей. В сознании современного человека понятие труда, как правило, ассоциируется с выгодной работой по найму с целью получения средств, необходимых для приобретения полезных товаров, то есть потребления. Эта система представляет собой замкнутый круг: приобретение и потребление, обеспечивающие продолжение и расширение производства товаров, и как результат -- сохранение занятости населения. Взятые в отдельности, все эти процессы необходимы для роста благосостояния общества. Несовершенство всей системы в целом, однако, проявляется в социальной апатии, которая отмечается среди подавляющего большинства населения любой страны, и в моральном упадке растущей армии безработных.

Неудивительно поэтому, что в обществе зреет осознание острой потребности в новой "трудовой этике". И здесь коренная переориентация привычных понятий может произойти только в результате появления нового мировоззрения, основанного на плодотворном взаимодействии научной и религиозной систем познания. В отличие от животных, которых окружающая среда обеспечивает всем необходимым для существования, человек для удовлетворения своих потребностей вынужден заниматься производительным трудом, используя для этого свой огромный внутренний потенциал. При этом он, пусть даже и на самом скромном уровне, становится участником процесса развития цивилизации. Он выполняет задачи, которые объединяют его с другими людьми. Если труд осознанно направлен на служение человечеству, учит Бахаулла, то это своего рода молитва, способ поклонения Богу. Каждый человек способен на такое отношение к своему делу, и вот на эту-то неотъемлемую способность личности и должна опираться стратегия развития, каков бы ни был характер осуществляемых планов, какие бы они ни сулили блага. Только такой подход может воодушевить людей мира на активное и самоотверженное участие в решении стоящих перед человечеством экономических задач.

Подобная необходимость встает перед экономической наукой в связи с экологическим кризисом. Ныне совершенно ясна ошибочность теорий, основанных на представлении о том, что возможности природы неисчерпаемы и она способна бесконечно удовлетворять любые потребности и прихоти людей. Традиционное мышление, абсолютизирующее принцип расширения производства, роста потребления и все более полного удовлетворения материальных запросов людей, терпит крах, ибо сторонники его вынуждены признать, что подобные цели не могут служить верными ориентирами для политики развития. Неправомерен и такой подход к экономическим проблемам, когда решения принимаются без учета того, что большинство основных задач имеет отнюдь не частный, а глобальный характер.

Искренняя вера в то, что духовному кризису можно каким-то образом противопоставить обожествление самой природы, -- это свидетельство порожденного этим кризисом отчаяния. Как бы ни было важно осознание того, что весь мир являет собой единую и неделимую сущность, само по себе оно еще не означает утверждения новой системы ценностей. Только подлинный переворот в сознании, интеллектуальный и духовный по своей сути, позволит человечеству справиться с задачами, которые поставила перед ним история.

Рано или поздно придется вернуться к способности быть счастливыми, нравственной дисциплине и чувству долга, которые до сравнительно недавнего времени считались важнейшими человеческими добродетелями. Учения Основателей великих религий всегда способствовали развитию в человеке этих качеств, а сегодня они нужны как никогда, но форма их выражения должна соответствовать эпохе зрелости человечества. И здесь снова задача религии состоит в том, чтобы освободиться от заблуждений прошлого, понять, что сознательное самоограничение не равносильно фатализму; что мораль не имеет ничего общего с мертвящим пуританством, столь часто прикрывавшимся ее именем; что искренняя преданность долгу порождает не чувство собственной непогрешимости, а чувство собственного достоинства.

Упорное отрицание полного равноправия мужчины и женщины еще более усложняет задачу науки и религии в области экономических преобразований. Для любого непредвзятого наблюдателя принцип равноправия полов неотделим от реалистического представления о будущем процветании планеты и ее обитателей. Этот принцип отражает истинную сущность человека, которая игнорировалась на протяжении всей предыдущей истории. Женщины и мужчины, -- утверждает Бахаулла, -- всегда были и будут равны перед Богом. Душа человеческая не имеет пола, и каковы бы ни были социальные проявления несправедливости, порожденные требованиями выживания в прошлом, они никак не могут быть оправданы в эпоху, когда человечество стоит на пороге зрелости. Для успешного создания и осуществления стратегии глобального развития центральное место в ней должно занять утверждение полного равноправия между мужчиной и женщиной во всех сферах жизни и на всех ступенях общества.

Прогресс, достигнутый в этой области, станет сам по себе пробным камнем успеха любой программы развития. Учитывая жизненно важную роль экономики в процессе развития цивилизации, мы сможем судить об успехах и темпах этого развития по степени участия женщин во всех направлениях экономической деятельности. Задача состоит не только в предоставлении равных возможностей, как бы ни было это важно. Необходимо коренным образом изменить подход к решению экономических проблем, чтобы полностью использовать все богатство человеческого опыта и познаний, которое до сих пор оставалось большей частью невостребованным. Традиционные экономические модели, основанные на безликих рыночных отношениях, при которых индивидуумы выступают как разобщенные носители эгоистических интересов, не удовлетворяют нуждам мира, движимого идеалами единения и справедливости. Общество будет все сильнее ощущать потребность в создании экономических отношений нового типа на основе представлений, являющихся результатом совместного осмысления коллективного опыта, когда каждый человек рассматривается в его взаимосвязи с другими людьми и центральная роль в достижении благосостояния отводится семье и обществу. Такой прорыв в сознании -- имеющий ярко альтруистическую, а не эгоцентрическую направленность -- будет опираться на духовные и научные достижения человечества и на тысячелетний опыт, подготовивший женщину к активному участию в этом общем деле.

продолжение (часть VI)


© Национальное Духовное Собрание Бахаи Российской Федерации,
1998-9.
© Дизайн vr graphics, 1998-9.
Используются технологии uCoz