Община Бахаи в России
Из Писаний Бахаи
Коротко о главном
Вера Бахаи в России Принципы Веры Бахаи Издательство Бахаи Будущее человечества

Вера Бахаи в Интернете

Путь к процветанию человечества

Часть III

IV

Задачи, встающие в процессе создания всемирного сообщества, требуют такого раскрытия человеческих способностей, какого история еще не знала. Для этого необходимо максимально расширить доступ к знаниям -- как для индивидов, так и для целых социальных групп. Важным вкладом в этот процесс станет всеобщее образование, но положительный результат будет достигнут только при условии такой реорганизации общества, когда и отдельные люди, и целые социальные группы, получая знания, смогут применять их в своей деятельности на благо всего человечества.

На протяжении всей истории две основные системы познания определяли человеческое мышление, постепенно раскрывая его потенциальные возможности, -- это наука и религия. В этих двух системах координат организовывалась практическая деятельность человечества, объяснялся окружающий мир, исследовались скрытые силы человека, строилась его нравственная и интеллектуальная жизнь. Наука и религия поистине лежат в основе всей цивилизации. И оглядываясь назад, можно с полной уверенностью сказать, что эта двуединая система познания становилась наиболее плодотворной в те периоды, когда наука и религия, выполняя каждая свою задачу, шли вперед рука об руку.

Роль науки в современном мире невозможно переоценить. Однако с точки зрения стратегии социально-экономического развития остро встает вопрос о том, как должна быть организована научно-техническая деятельность людей. Если при решении этой проблемы не будет преодолена элитарная замкнутость науки, проявляющаяся в том, что она стала привилегией небольших групп людей в отдельных странах мира, то чудовищный разрыв между богатыми и бедными, являющийся следствием такого положения, будет, без сомнения, только увеличиваться, ведя к катастрофической ситуации, признаки которой уже обозначились в мировой экономике. Если подавляющее большинство людей будет по-прежнему рассматриваться только в качестве потребителей благ научно-технического прогресса, создаваемых без их участия, то программы, якобы призванные служить нуждам человечества, нельзя называть "развитием".

Поэтому одна из важных и сложнейших задач сейчас -- это привлечение все более широких масс населения к научно-техническому творчеству. Необходимо, чтобы столь мощные средства социально-экономических преобразований перестали быть привилегией какой-либо части общества и чтобы все люди на Земле могли по мере сил участвовать в этой деятельности. Помимо разработки программ, открывающих дорогу к образованию всем, кто способен им воспользоваться, такая реорганизация потребует создания по всему миру развитой сети учебных заведений, которые расширят возможности всех народов мира в плане приобретения и применения знаний. Основной целью стратегии развития должно быть предоставление всем жителям Земли -- с учетом широчайшего спектра индивидуальных способностей людей -- равных возможностей для участия в научно-техническом развитии, ибо это является неотъемлемым правом каждого человека. Старые доводы в пользу сохранения сложившегося положения становятся день ото дня все более шаткими, ибо революция в области средств передачи информации делает знания и образование доступными великому множеству людей во всем мире, где бы они ни жили, из какой бы культурной среды ни происходили.

Задачи, стоящие перед человечеством в области религиозной жизни, хотя они и отличаются по своему характеру от задач науки, являются не менее значительными. Для подавляющего большинства населения представление о том, что в человеке заложено духовное начало -- более того, что по самой своей природе человек есть существо духовное, -- есть истина, не требующая доказательств. Такое понимание действительности находит отражение уже в самых ранних памятниках культуры, оно на протяжении нескольких тысячелетий развивалось в рамках каждой из великих религиозных традиций прошлого. Неоспоримые достижения религии в области права, искусства и совершенствования общественных отношений составляют содержание и смысл истории. Так или иначе религия ежедневно влияет на жизнь большинства жителей Земли и, как убедительно показывают сегодняшние события в мире, устремления, которые она пробуждает в людях, неугасимы и вечны.

Потому любые усилия, направленные на достижение прогресса человечества, казалось бы, неизменно должны опираться на это столь мощное и надежное основание. Так почему же духовные проблемы, стоящие перед человечеством, не становятся главной темой в обсуждении стратегии его развития? Почему большинство задач международного развития -- и притом самых существенных -- до сих пор определялось материалистическими взглядами, которые разделяет лишь ничтожно малая часть населения Земли? Можно ли доверять заявлениям о оприверженности принципу всеобщего участияп в процессе развития, если отрицается значение определяющего культурного опыта его участников?

Нам могут возразить, что духовные и нравственные вопросы исторически всегда были тесно связаны с противоборствующими богословскими доктринами, правильность которых недоказуема, потому-то эти вопросы и оказались за рамками обсуждения программы развития мирового сообщества. Отвести им в этом обсуждении существенную роль означало бы открыть доступ как раз тем догматическим влияниям, которые всегда служили источником социальных конфликтов, становясь препятствием на пути человечества к прогрессу. Несомненно, в этом доводе есть доля правды. Поборники различных богословских систем мира несут серьезную ответственность не только за ту дурную репутацию, которой пользуется сама религия среди передовых умов человечества, но и за те пробелы и искажения, что до сих пор отличают представления людей о духовном содержании бытия. Однако величайшим заблуждением был бы вывод о том, что следует вообще отказаться от постижения духовной реальности, пренебречь сокровенной сутью человека. Единственным результатом такого подхода, широко распространившегося в последнее время, стало то, что программа будущего развития всего человечества оказалась в руках новых догматиков, с точки зрения которых истина не имеет отношения к нравственности, а факты независимы от духовных ценностей.

Нравственные достижения религии в истории человечества неоспоримы. Ее учения и пример человеческих судеб, озаренных светом этих учений, подвигли миллионы людей в разные эпохи и в разных странах на беспредельную любовь к ближнему. Благодаря религии они учились подчинять себе животную сторону своего естества, шли на великие жертвы ради общего блага, прощали, проявляли великодушие и доверие, продвигали вперед человеческую цивилизацию. В итоге создавались общественные институты, которые превращали эти нравственные ценности в общепринятые нормы жизни.

Духовные истины, возвещенные такими выдающимися личностями, как Кришна, Моисей, Будда, Зороастр, Иисус и Мухаммед, хотя и были затемнены привнесенными в них позднее догмами и даже искажены в результате противостояния сект, явились все же определяющим фактором совершенствования человеческой природы.

И поскольку задача сегодня состоит в наиболее полном раскрытии всех возможностей человека путем предоставления ему широкого доступа к знанию, стратегия развития должна строиться на основе продолжения и развития диалога между наукой и религией, ибо только при этом условии желаемая цель может быть достигнута. Теперь это уже общепризнанная истина, что во всех областях и на всех уровнях человеческой деятельности знания и умения, составляющие научный потенциал, чтобы служить благу человечества, должны опираться на духовные ценности и нравственные принципы. Так, при научном подходе к проблеме людям необходимо уметь отличать факт от предположения, иными словами -- различать субъективные представления и объективную реальность; однако вклад в дело социального прогресса человечества со стороны как отдельных личностей, так и институтов общества в целом будет зависеть от их приверженности истине и готовности поступиться ради нее собственными интересами и амбициями. Другая способность, которую должна развивать в людях наука, -- это умение мыслить с точки зрения перспективы процесса, в том числе -- исторического процесса; однако, чтобы эта способность нашего ума принесла свои плоды, она не должна быть ограничена расовыми, культурными и социальными предрассудками или религиозным фанатизмом. Точно так же образование, которое позволит жителям Земли участвовать в производстве материальных ценностей, принесет подлинную пользу лишь в том случае, если это участие будет наполнено духовным содержанием, осознанием того, что существование и личности, и социальных институтов обретает смысл только через служение человечеству.

продолжение (часть V)


© Национальное Духовное Собрание Бахаи Российской Федерации,
1998-9.
© Дизайн vr graphics, 1998-9.
Используются технологии uCoz