|
||
Заявления Международного Сообщества
Бахаи
Обещание мира во всем мире Путь к процветание человечества Исторический поворот для народов мира |
Путь к процветанию человечестваVIПри рассмотрении процесса социальных преобразований в таком ракурсе неизбежно встает как вопрос о его движущей силе, так и неразрывно связанный с ним вопрос о власти, использующей эту силу. Оба эти привычные понятия, так же как и все прочие аспекты углубляющегося процесса интеграции планеты и ее населения, остро нуждаются в новом определении. На протяжении всей истории -- вопреки любым попыткам богословов и идеологов доказать обратное -- власть всегда была привилегией, которая принадлежала отдельным личностям или группам и служила, как правило, лишь орудием противостояния. Такое понимание власти стало неотъемлемой чертой мышления, порожденного традицией разобщенности и противоборства, определявшей жизнь людей на протяжении тысячелетий, независимо от характера социальных, религиозных и политических ориентиров, принятых в той или иной стране в ту или иную эпоху. В целом, власть была атрибутом отдельных личностей, кланов, народов, классов и государств. Она рассматривалась как качество, присущее исключительно мужчине, а не женщине. Власть означала способность захватывать, превосходить, подавлять, давать отпор и побеждать. Происходившие в результате этого исторические процессы то отбрасывали человечество назад, то обеспечивали необычайные успехи цивилизации. Признавая эти успехи, нельзя не видеть и этих поражений, а также не замечать, что и те и другие породили явные перекосы в отношениях людей. Традиции и представления, основанные на применении власти, которые существовали на протяжении веков, отражая незрелость человечества, ныне себя исчерпали. Сегодня, в эпоху, когда большинство насущных проблем, стоящих перед людьми, глобально по своей сути, по-прежнему рассматривать власть как привилегию отдельных членов человеческой семьи глубоко ошибочно в теоретическом плане и бесплодно в смысле практического осуществления социально-экономического развития планеты. Те, кто все еще придерживается устаревших представлений о силе (в прежние времена люди с такими представлениями чувствовали себя вполне уверенно), ныне сталкиваются с необъяснимыми трудностями и препятствиями на пути к исполнению своих замыслов. Традиционное понимание власти как орудия соперничества имеет столь же далекое отношение к построению будущего человечества, как строительство железных дорог -- к задаче вывода космических спутников на околоземную орбиту. Сравнение это едва ли можно назвать преувеличением. Вступление человечества в пору зрелости требует отказа от прежнего понимания и использования власти, то есть человеческой силы. Человечество в состоянии это сделать, и доказательством служит тот факт, что, даже находясь под влиянием традиционных представлений, оно всегда задумывалось о силе иного рода, необходимой для осуществления его чаяний. История убедительно свидетельствует о том, что во все века, пусть и непостоянно, и не всегда последовательно, люди любого происхождения использовали широкий спектр сил своего творческого потенциала. Наиболее очевидный пример - сила самой истины, движущая сила перемен, связанных с величайшими достижениями в философской, религиозной, художественной и научной деятельности человечества. Сила духа -- еще одно средство мобилизации огромных возможностей человека, так же как и сила примера, роль которого чрезвычайно велика в жизни как отдельной личности, так и всего общества. И не оценено еще по достоинству значение силы, которая возникнет в результате достижения единства человечества, -- единства, сила которого, по словам Бахауллы, "способна озарить всю Землю". Социальные институты только тогда смогут выявить и использовать потенциальные ресурсы, скрытые в сознании народов мира, когда те, которые пользуются властью, будут руководствоваться теми принципами, которые соответствуют новым, более широким интересам развивающегося невиданными темпами человечества. Эти принципы обязывают правителей завоевывать доверие, уважение и искреннюю поддержку тех, чьи действия они собираются направлять; откровенно и всесторонне обсуждать принимаемые решения с теми, чьи интересы при этом оказываются затронутыми; объективно оценивать подлинные нужды и устремления сообществ, которым они служат; наиболее полно использовать возможности общества и его членов в рамках научного и духовного прогресса. Приоритетный принцип действенной власти -- это принцип создания и укрепления единства между членами общества и членами его административных институтов. С этим неразрывно связан принцип справедливости во всех делах, о котором речь уже шла. Ясно, что подобные принципы могут действовать только в системе, глубоко демократичной по своему духу и организации. К этому не имеет никакого отношения та идеология противостояния, которая повсюду беззастенчиво присвоила себе имя демократии и которая, несмотря на впечатляющий вклад в дело прогресса человечества в прошлом, сегодня увязла в цинизме, апатии и безнравственности, ею же самою и порожденных. Чтобы выбрать тех, кто будет принимать коллективные решения от имени общества, недостаточно и даже вредно прибегать к таким политическим средствам, как выдвижение кандидатур, предвыборная кампания, предвыборная агитация и защита кандидатами своей программы. В пределах компетенции всех людей -- если они достаточно образованны и способны разобраться в том, отвечает ли их подлинным интересам та или иная программа, -- выработать такой порядок выборов, который позволил бы постепенно усовершенствовать состав органов, ответственных за принятие решений. По мере ускорения процесса интеграции человечества шансы быть выбранными окажутся у тех, кто будет способен решать любые задачи с точки зрения глобальной перспективы. Не только на государственном, но и на местном уровне те, кто выбран управлять делами людей, должны, как учил Бахаулла, осознавать свою ответственность за судьбу всего человечества в целом. |
|
© Национальное Духовное Собрание Бахаи Российской
Федерации,
1998-9. © Дизайн vr graphics, 1998-9. |