Община Бахаи в России
Из Писаний Бахаи
Коротко о главном
Вера Бахаи в России Принципы Веры Бахаи Издательство Бахаи Будущее человечества

Вера Бахаи в Интернете

Путь к процветанию человечества

Часть I

II

Справедливость -- вот сила, способная превратить пробуждающееся в человечестве осознание своего единства в коллективную волю, нацеленную на успешное построение необходимых структур всемирного сообщества. В эпоху, когда любая информация и самые разные идеи становятся достоянием широчайших слоев населения всего мира, в качестве главенствующего принципа, призванного обеспечить надежное устройство общества, утвердится справедливость. Планы, направленные на развитие единой человеческой цивилизации, должны будут все ярче озаряться негасимым светом принципов, диктуемых справедливостью.

На личностном уровне справедливость есть свойство человеческой души, позволяющее каждому из нас отличать истину от лжи. По словам Бахауллы, любимейшая из вещей в глазах Бога -- справедливость, ибо она позволяет каждому человеку смотреть на все своими глазами, а не глазами других, познавать мир своим разумением, а не разумением соседа. Справедливость требует от людей непредвзятости в суждениях и беспристрастности в отношениях друг с другом и потому должна быть их постоянным спутником в делах повседневной жизни - спутником строгим, но необходимым.

На коллективном уровне справедливость -- необходимый ориентир в процессе совместного принятия решений, ибо только с ее помощью можно прийти к единому мнению и действовать сообща. Чуждая возмездию, которое в прошлом часто прикрывалось ее именем, справедливость есть воплощенное в практические дела осознание того, что на пути к прогрессу интересы личности и общества неразрывно связаны. Ставя справедливость во главу угла человеческих взаимоотношений, мы создаем атмосферу, в которой становится возможным подлинный совет -- то есть беспристрастное рассмотрение различных мнений, ведущее к выработке оптимальных решений. Такая атмосфера не оставляет почвы для привычных интриг и непримиримого противостояния, столь пагубно влияющих на процесс принятия решения.

Принцип справедливости чрезвычайно важен для социального и экономического развития. Он гарантирует, что при разработке социальных программ интересы большинства людей -- и даже самой планеты -- не будут принесены в жертву ради тех выгод, которые технический прогресс сулит привилегированному меньшинству. Соблюдение принципа справедливости при планировании - это также залог того, что имеющиеся в распоряжении человечества средства, далеко не беспредельные, не будут использоваться для осуществления проектов, не имеющих непосредственного отношения к основным социальным или экономическим нуждам общества. Более того, только обоснованные и справедливые программы, действительно отвечающие этим нуждам, смогут найти поддержку у масс, от которых зависит их осуществление. Необходимые для этого человеческие качества, такие, как честность, трудолюбие и готовность к сотрудничеству, ярко проявляются именно при совместном решении самых сложных задач, стоящих перед обществом, когда каждый его член, каждая социальная группа знают, что их интересы защищены нормами и гарантиями, в равной степени относящимися ко всем.

Потому в центре обсуждения стратегии социально-экономического развития должен стоять вопрос о правах человека. Формирование такой стратегии требует, чтобы правозащитное движение избавилось от мнимого противостояния индивида обществу, столь долго державшего его в заложниках. Стремление к тому, чтобы каждый человек пользовался свободой мысли и действий -- что является необходимым условием для развития его личности, -- не имеет ничего общего с культом индивидуализма, столь глубоко въевшегося в поры современного общества. С другой стороны, стремление обеспечить благосостояние сообщества в целом отнюдь не предполагает фетишизации государства как источника процветания человечества. Напротив, история двадцатого века наглядно показывает, что подобные идеологии и порождаемые ими стратегии на самом деле неизбежно становятся главными врагами интересов тех людей, которым они якобы служат. Только приняв систему совместного обсуждения, при условии глубокого осознания органического единства человечества, можно всесторонне, разумно и плодотворно решать проблему прав человека.

Сегодня той силой, на которую возлагается задача создать такую систему, оградив дело защиты прав человека от манипулирования им в корыстных целях, является система международных организаций, возникших на руинах двух мировых войн и извлекших уроки из опыта мирового экономического кризиса. Примечательно, что само словосочетание оправа человекап вошло в широкое употребление только после опубликования в 1945 году Устава Организации Объединенных Наций и принятия тремя годами позже Всеобщей декларации прав человека. В этих исторических документах уважение принципа социальной справедливости было официально признано необходимым условием всеобщего мира. То, что Всеобщая Декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей единогласно, с самого начала придало этому документу особую значимость в последующие годы.

Деятельность, наиболее тесно связанная с мышлением -- этой отличительной особенностью человеческой природы, заключается в самостоятельном познании человеком действительности. Право на свободный поиск смысла жизни и развитие тех сторон человеческой натуры, от которых зависит само обретение этого смысла, нуждаются в защите. Каждый человек должен иметь право на знание. И хотя это право часто попирается, что напрямую связано с особенностями устройства современного общества, этот факт ни в коей мере не умаляет законности этого права.

Именно стремление к познанию, свойственное человеку как мыслящему существу, составляет нравственную основу для провозглашения многих прав, охраняемых Всеобщей декларацией и принятыми на ее базе международными соглашениями. Всеобщее образование, свобода передвижения, доступ к информации и право на участие в политической жизни -- все эти сферы приложения Декларации нуждаются в твердых гарантиях со стороны мирового сообщества. То же самое относится к свободе мысли и совести, которая предполагает свободу вероисповедания, а также право каждого человека на собственные убеждения и свободное их выражение.

Человечество, являя собой единое и неделимое целое, несет ответственность за жизнь каждого человека, который приходит в мир. Эта нравственная ответственность лежит в основе большинства других прав (главным образом экономических и социальных), которые также сформулированы в документах Организации Объединенных Наций. Неприкосновенность семьи и жилища, владение собственностью, гарантия невмешательства в частную жизнь -- на это имеет право рассчитывать каждый живущий на Земле человек. В обязанности общества входит обеспечение занятости всех его членов, охрана психического и физического здоровья, социальная защита, справедливая оплата труда, гарантированное право на отдых и досуг, а также удовлетворение многих других насущных потребностей людей.

Этот принцип коллективной опеки позволяет каждому человеку рассчитывать и на то, что сохранение неповторимой культурной среды, в которой формируется его личность, будет гарантировано законами государственного и международного права. Подобно тому, как генофонд определяет биологическое развитие человечества и окружающей среды, так и огромное богатство разнообразных культур, накопленное за тысячелетия, представляет собой жизненно важный фактор социально-экономического развития человечества, вступающего в пору своей коллективной зрелости. В ходе становления всемирной цивилизации ничто не должно препятствовать тому, чтобы это достояние приносило свои плоды. С одной стороны, культура нуждается в защите от удушающего воздействия материального потребления, которое постоянно одерживает над ней верх. С другой стороны, необходимо создать условия для того, чтобы различные культуры могли взаимодействовать друг с другом на любом этапе развития цивилизации, не становясь при этом объектом политических манипуляций.

Справедливость, -- говорит Бахаулла, -- есть свет человеков. Остерегайтесь погасить его злыми ветрами гнета и тиранства. Цель справедливости -- установление согласия между людьми. Океан Божественной мудрости заключен в сем возвышенном слове, меж тем как все книги мира не могут вместить его сокровенного смысла.

продолжение (часть III)


© Национальное Духовное Собрание Бахаи Российской Федерации,
1998-9.
© Дизайн vr graphics, 1998-9.
Используются технологии uCoz