Община Бахаи в России
Из Писаний Бахаи
Коротко о главном
Вера Бахаи в России
 Из истории Веры Бахаи в России

Принципы Веры Бахаи Издательство Бахаи Будущее человечества Вера Бахаи в Интернете

Из истории Веры Бахаи в России

Некая совершенно особая, можно даже сказать мистическая, связь Откровения Бахаи с нашей Родиной всегда вызывала волнение в сердцах российских бахаи, пробуждая среди хаоса и кажущейся беспросветности надежду на благородное и светлое будущее. Действительно, в Священных Писаниях Веры обещано, что Россия превратится в восхитительный Рай, что Бог предписал для России такое положение, с коим ничто не может сравниться.

Первый в мире Дом Поклонения Бахаи в Ашхабаде История этой мистической связи уводит нас к самому началу эпохи Бахаи, к тому времени, когда Баб, Провозвестник и Предтеча Бахауллы, возвысил Свой Призыв. Его слова почти никого не оставили равнодушным. Активные попытки персидского духовенства остановить распространение Его учений, разгоревшиеся страсти, местами доходившие до призывов утопить бабидов в их собственной крови -- все это привело к невиданной по жестокости и размаху резне и, естественно, не могло не привлечь внимания представителей Запада. Россия была одной из немногих стран, поддерживавших в то время тесные дипломатические и торговые отношения с Персией, поэтому русское правительство находилось, насколько только это было вообще возможно, в курсе событий. Царь даже указал русскому консулу в Тебризе предпринять самое серьезное исследование столь неожиданно возникшего Движения и подробно сообщить все детали. Консулу не удалось выполнить это указание, поскольку вскоре Баб был казнен. Утром 10 июля 1850 г. консул пришел к городской стене Тебриза, приведя с собой художника, который зарисовал тела Баба и расстрелянного вместе с Ним юноши, Его последователя, брошенные в ров за воротами и охраняемые четырьмя взводами последовательно сменяющих друг друга солдат.

Тогда многим казалось, что со смертью Баба Его дело обречено на забвение и гибель. Действительно, вспыхнувшие с новой силой зверские расправы над баби почти полностью уничтожили и без того немногочисленные остатки этой общины. Единственным выжившим из плеяды выдающихся последователей Баба остался Бахаулла -- но и Он был брошен в мрачную подземную тегеранскую тюрьму Сиях-Чаль. Не последнюю роль в том, что Бахаулла остался жив, сыграл русский посол при дворе шаха, князь Дмитрий Иванович Долгоруков. По свидетельству Шоги Эффенди, он не оставил неперевернутым ни одного камня, дабы доказать невиновность Бахауллы. Долгоруков, от имени царя, предложил Бахаулле защиту и убежище в России. Однако Бахаулла, не желая становиться причиной раздора между правительствами, предпочел отправиться в ссылку на территорию сопредельной Турецкой Империи, в Багдад. Многие годы спустя, в послании, адресованном царю Александру II, Бахаулла написал: "Когда томился Я в темнице, в цепях и колодках, один из министров твоих оказал Мне поддержку. Посему Бог предписал для тебя положение, коего не в силах уразуметь ничье знание, помимо Его знания. Остерегись и не потеряй сего возвышенного положения". Еще одно яркое свидетельство, принадлежащее перу Бахауллы, содержит такие слова: "Во дни, когда сей Гонимый тяжко страдал в темнице, министр высокочтимого правительства (России) -- пусть Бог, да будет Он славен и возвышен, поможет ему! -- предпринял все возможные усилия ради освобождения Моего. Несколько раз соизволение отпустить Меня было пожаловано. Однако некоторые из улемов града того сему воспрепятствовали. Наконец, свобода Моя была обретена, хлопотами и стараниями Его Превосходительства министра. Его Императорское Величество, Наивеличайший Император -- пусть Бог, да будет Он возвышен и славен, поддержит его! -- оказал Мне защиту во имя Бога -- защиту, что возбудила зависть и враждебность среди глупцов земли сей.".

К сожалению, все увещевания Бахауллы царю пропали втуне. Александр II, трижды предупрежденный Бахауллой, Который велел ему "призвать народы к Богу" и предостерег его не позволять, чтобы его владычество удерживало его от признания "Верховного Владыки", пережил несколько покушений на свою жизнь и, в конце концов, погиб от руки убийцы. Жестокая политика репрессий, начатая им и продолженная затем его преемником, Александром III, открыла дорогу революции, которая, во времена правления Николая II, смела кровавым потоком империю царей, принесла с собой войну, болезни и голод, возвела на трон воинствующий пролетариат, который начал методично вырезать дворян, казнить священников, отменил государственную религию, изгнал из страны значительную часть интеллигенции, казнил царя, его семью и приближенных и положил конец династии Романовых.

Наблюдая с высоты нашего теперешнего знания все эти катастрофические по своим проявлениям и далеко идущие по своим последствиям события, мы с особым интересом отмечаем то влияние, которое оказали учения Бахауллы на выдающихся мыслителей, писателей и ученых России. Так, поэтесса Изабелла Гриневская, член Философского, Восточного и Библейского обществ, опубликовала в 1903 г. в Петербурге пьесу "Баб", которая в 1904 г. была поставлена в Литературном театре, а впоследствии -- в театрах Лондона, Парижа и Берлина. На состоявшейся в 1914 г. в Петербурге научной конференции, посвященной десятилетию со дня первой постановки пьесы, И. А. Гриневская обратилась к собравшимся с такими словами: "Один очень известный профессор сказал мне, что название моей поэмы "Баб" не кажется благозвучным для русского слуха. Я ответила ему, что имена людей, которые проповедовали идеалы любви и заплатили жизнью за эти идеалы, должны хорошо звучать для всех, у кого есть уши, чтобы слышать. Благородные идеи столь редки в эти дни, что стоило бы возобновить постановку пьесы "Баб", чтобы разбудить память об этих идеалах. Мы, люди Запада, поднимаемся слишком поздно и мы не знаем Востока, от которого светит Солнце". В 1916 г. вышло в свет второе издание пьесы, а в апреле 1917 она шла в Народном театре Петрограда.

Определенный интерес к Вере проявлял Лев Толстой. Впервые он услышал о ней в 1884 г. от О. С. Лебедева. Живой отклик вызвала в нем пьеса Гриневской. После постановки пьесы он написал ей письмо, где высказывал мысль, что "учения бабидов, поскольку они придерживаются принципиальных фундаментальных идей братства, равенства и любви, имеют огромное будущее". Это письмо Толстого было опубликовано, после чего интерес русской общественности к Вере еще больше возрос.

В сентябре 1902 г. Ясную Поляну проездом посетил персидский бахаи Мирза Азизулла Джаззаб, который привез Толстому личное послание от Абдул-Баха, Сына Бахауллы и Средоточия Его Завета. Абдул-Баха писал: "Действуйте так, чтобы Ваше имя оставило добрую память в мире религии. Многие философы приходили и каждый поднимал знамя, скажем, на пять метров. Вы же подняли знамя на десять; так погрузитесь же в океан единства и обретите навечно помощь Господа".

В конце XIX века Вера Бахаи стала распространяться в некоторых городах Российской Империи. Веротерпимость русского правительства и более серьезное отношение к законности и правам личности делали Россию гораздо более безопасным для бахаи местом. Так, когда в сентябре 1889 г. двое шиитов, движимые религиозными предрассудками, совершили зверское, заранее спланированное убийство семидесятилетнего бахаи Хаджи Мухаммеда Ризай-и-Исфахани, русские власти решительно восстановили справедливость. Генерал-губернатор Комаров отдал приказ пресечь беспорядки, арестовать убийц и привлечь их к ответственности. Было проведено судебное разбирательство, на котором бахаи четко разъяснили, что не являются сектой ислама и не питают никакой враждебности ни к мусульманам, ни к кому бы то ни было вообще. Суд приговорил убийц к казни через повешение. Ожесточенное давление персидского правительства, которое не могло потерпеть даже мысли о том, что у еретиков-бахаи могут быть какие-то права, было решительно отклонено русской стороной. Родственники убийц просили бахаи о милосердии и прощении, и община, посовещавшись, решила подать царю прошение о помиловании. Это очень удивило русские власти, но прошение было удовлетворено. В тот момент, когда приговоренные уже стояли на эшафоте и палач готов был привести приговор в исполнение, неожиданно все увидели скачущего во весь опор всадника -- посланца от царя. Он нес указ царя о помиловании -- смертная казнь была заменена ссылкой в Сибирь. Таким образом, Россия стала первой страной, чья законодательная система обеспечила правовую защиту последователям новой религии.

Известно, что бурные изменения, которые принесла с собой революция, затронули в первую очередь именно аспект свободы совести. Тяжелые испытания, выпавшие на долю верующих в Советской России, не миновали и бахаи. Мужественность, энергичность и духовная жизнеспособность, проявленные этими общинами; высокая организованность их административных институтов; растущее осознание со стороны властей того, какие следствия вытекают из ее принципов, подчеркивающих важность религии, святость семейной жизни, значение института частной собственности, отвергающих любую дискриминацию по признаку класса и утверждающих доктрину абсолютного равенства людей -- все это вместе стало возбуждать подозрительность, а позже -- и открытый антагонизм властей, что привело к одному из самых серьезных кризисов в истории первого века существования Веры Бахаи.

Деятельность общин стала понемногу ограничиваться. Духовные Собрания в Москве, Ашхабаде и Баку были распущены, запрещена любая деятельность по обучению Вере. Более того, дошло до закрытия школ Бахаи, детских садов, библиотек и публичных читален, были запрещены какие бы то ни было связи с центрами Бахаи за рубежом, стала конфисковываться литература и документы Бахаи. Коммунисты отменили устав и конституцию Бахаи, запретили собирать деньги в национальные и местные фонды и посещать религиозные собрания неверующим.

Бахаи ничего не оставалось, как смириться, руководствуясь принципом подчинения правительству страны. Многие из них были арестованы, сосланы в лагеря или пропали бесследно. Первый в мире Храм Бахаи в Ашхабаде был конфискован властями, превращен в музей, а после землетрясения 1948 г., будучи поврежден, был брошен на произвол судьбы и несколько лет спустя снесен. Смягчение режима стало происходить только в середине 80-х гг., когда в Россию смогли приехать несколько бахаи (пионеров) из-за рубежа. Постепенно эта деятельность расширялась, и после того, как в 1990 г. был принят Закон о свободе вероисповедания, на законном основании были проведены выборы первых Местных Духовных Собраний в Ашхабаде, Москве, Улан-Удэ, Казани, Южно-Сахалинске, Санкт-Петербурге и Мурманске; в мае 1991 г. было избрано Национальное Духовное Собрание Бахаи СССР. Сейчас в России существует около 40 Местных Духовных Собраний, Вера официально зарегистрирована как российская религиозная организация и насчитывает в своих рядах примерно 5 тыс. бахаи.

Общая информация о российской Общине Бахаи


© Национальное Духовное Собрание Бахаи Российской Федерации,
1998-9.
© Дизайн vr graphics, 1998-9.
Используются технологии uCoz