Община Бахаи в России
Из Писаний Бахаи
Коротко о главном
Вера Бахаи в России Принципы Веры Бахаи Издательство Бахаи Будущее человечества

Вера Бахаи в Интернете

Исторический поворот для народов мира

Содержание
I. Общий взгляд. Повод для размышления

II
Признание исторического контекста
-- призыв к мировым лидерам

Международное сообщество бахаи рассматривает настоящее смятение в мире и бедственное положение дел как естественную фазу органичного процесса, неизбежно и окончательно ведущего к объединению человеческой расы при едином социальном устройстве в пределах всей планеты.

Человеческая раса, как определенная органичная целостность, прошла стадии эволюции, аналогичные младенчеству и детству в жизни человека, и сейчас, в кульминационный период своей бурной юности, приближается к долгожданной зрелости. 6 Процесс глобальной интеграции -- уже реальность в области предпринимательства, экономики и коммуникации -- начинает реализовываться и на политической арене.

Исторически он был ускорен внезапными и катастрофическими событиями. Именно опустошительные мировые войны породили Лигу Наций и Организацию Объединенных Наций. Будут ли новые достижения результатом подобных невообразимых ужасов или они будут достигнуты благодаря коллективной воле -- выбирать самим жителям Земли. Неспособность предпринять решительные действия будет проявлением преступной безответственности.

Поскольку в настоящее время национальные государства обладают суверенитетом, то задача определения точной структуры нового миропорядка -- обязанность глав государств и правительств. Мы призываем лидеров всех уровней активно поддержать созыв совещания мировых лидеров еще до конца этого века для того, чтобы рассмотреть пути переустройства существующего миропорядка в соответствии с целями и задачами, стоящими перед современным миром. 7 Согласно имеющимся предложениям, такая конференция может быть названа "Встреча в верхах по глобальному управлению".

Эта предлагаемая встреча может быть основана на опыте, полученном в результате серии чрезвычайно успешных международных конференций ООН в начале 90-х годов. Эти конференции, среди которых встречи на высшем уровне по проблемам детства в 1990 г., по защите окружающей среды и развитию в 1992 г., Всемирная конференция по правам человека в 1993 г., Международная конференция по народонаселению и развитию в 1994 г., Всемирная встреча на высшем уровне по социальному развитию в 1995 г. и IV Всемирная конференция по правам женщин в 1995 г., установили новую методологию для глобального рассмотрения жизненно важных вопросов.

Ключом к успеху этих мероприятий было существенное участие в них общественных организаций. Нелегкие переговоры правительственных делегаций об изменениях в мировой политической, социальной и экономической структурах проходили при активном подключении к ним этих организаций, стремящихся отражать нужды и заботы обычных людей. Важно и то, что в каждом из упомянутых случаев встреч мировых лидеров присутствие неправительственных организаций и мировой прессы подтвердило их легитимность и высокий уровень согласия, достигнутого в ходе конференций.

Было бы хорошо, чтобы при подготовке предполагаемой встречи мировые лидеры учли эти уроки с тем, чтобы привлечь как можно больше людей и заручиться доброй волей и поддержкой народов мира.

Существуют некоторые опасения, что международные политические институты неизбежно движутся к чрезмерной централизации и образуют ненужный слой бюрократии. Следует ясно и твердо заявить: любые новые структуры мирового управления должны как принципиально, так и практически обеспечить должный уровень ответственности за принятие решений. 8

Установить правильный баланс не всегда легко. С одной стороны, подлинное развитие и действительный прогресс могут быть достигнуты только самими людьми, действующими индивидуально и коллективно, как ответ на конкретные потребности и заботы своего времени и места. И тогда можно считать, что децентрализация управления -- непременное условие процесса развития. 9 С другой стороны, международный миропорядок настоятельно требует руководства и координации в глобальном масштабе.

Поэтому в соответствии с принципами децентрализации, упомянутыми выше, международным институтам должны быть предоставлены полномочия действовать только по таким международным вопросам, где государства не могут действовать по своей инициативе, или вмешиваться с целью защиты прав народов и стран-участниц. Все другие вопросы должны решаться на национальном и местном уровнях.

Более того, намечая специфические контуры будущего миропорядка, руководители должны рассмотреть широкий ряд подходов к управлению. Вместо того, чтобы следовать модели какой-либо одной из признанных систем управления, эта структура может использовать, сочетать и ассимилировать полезные элементы любой из существующих систем. 10

Например, одной из проверенных временем моделей управления, которая может вместить многообразие мира в единой структуре, является федеральная система. Федерализм уже доказал свою эффективность в децентрализации власти и процессе принятия решений в условиях больших, сложных и разнородных государственных образований, при одновременном поддержании общего единства и стабильности. Другая модель, достойная серьезного рассмотрения, -- это содружество наций, которое на мировом уровне ставило бы интересы всего содружества превыше интересов любой одной нации.

Особое внимание должно быть уделено созданию такой структуры международного миропорядка, которая с течением времени не выродилась бы в какую-либо форму деспотизма, олигархии или демагогии, извращающую жизнь и механизм составляющих ее политических институтов.

В 1955 году, во время пересмотра Устава ООН в связи с первым десятилетием существования ООН, Международное сообщество бахаи представило в ООН заявление, основанное на идеях, высказанных почти век назад Бахауллой. Концепция бахаи, относительно мирового устройства, состоит в следующем: мировое сверхгосударство, которому все нации мира уступят право вести войны, определенные права налогообложения и все права на содержание вооруженных сил, кроме как для целей поддержания внутреннего порядка в своих государствах. Это государство должно включать Международный исполнительный орган, способный применять верховную и неоспоримую власть по отношению к любому неподчиняющемуся члену содружества; Мировой Парламент, члены которого выбираются народом в каждом государстве и чье избрание подтверждается соответствующими правительствами; Верховный Трибунал, чей суд обязывает к подчинению даже в тех случаях, когда заинтересованные стороны не согласны добровольно представить дело на его рассмотрение. 11

Хотя мы верим, что данное определение мирового правительства является одновременно и высшим гарантом безопасности и предназначением человечества, но в то же время мы признаем, что оно представляет долгосрочную перспективу глобального общества. В связи с неотложным характером сегодняшних проблем мир требует смелых, практических и действенных стратегий, которые будут идти далее вдохновляющих образов будущего. Тем не менее, если сосредоточить внимание на убедительной концепции, то из массы противоречивых взглядов и доктрин возникает ясное и последовательное направление действий.

III. Определение роли ООН в нарождающемся международном миропорядке


© Национальное Духовное Собрание Бахаи Российской Федерации,
1998-9.
© Дизайн vr graphics, 1998-9.
Используются технологии uCoz