Коротко об истории Веры
Бахаи
|
|
Коротко об истории Веры Бахаи
Момент рождения Веры Бахаи определен точно -- 23 мая 1844 г. В этот
день Сейид Али-Мухаммед (1819-1850), взявший себе впоследствии
имя Баб, что по-арабски значит Врата, провозгласил,
что близко пришествие Обещанного и что его собственная задача --
подготовить мир к его приходу. Заявление Баба вызвало очень
бурную, хотя и неоднозначную реакцию. Последователи Баба, баби,
стали считаться еретиками, что в ортодоксальном исламе карается
смертью. За короткое время около 20 тысяч из них были казнены.
Сам Баб был заключен в тюрьму и 9 июля 1850 г. расстрелян.
Среди самых выдающихся последователей Баба был человек по имени
Мирза Хусейн Али (1817-1892). Баб дал ему имя
Бахаулла (арабск. Слава Божия). В 1852 г., вместе
с другими баби он был арестован и помещен в тюрьму в Тегеране,
где провел четыре месяца, после чего был отправлен в изгнание
на территорию соседней Оттоманской империи, в Багдад.
Там, в 1863 г., он объявил о том, что именно он и есть
тот Обещанный, чье появление должен был подготовить Баб.
Вскоре влияние Бахауллы стало так велико, что персидское
правительство настояло, чтобы он был удален из Багдада, который
расположен близко к границе с Ираном. Турецкое правительство, уступая
этому давлению, сослало Бахауллу сначала в Константинополь, а
затем в Адрианополь, где он провел пять лет. В Адрианополе
Бахаулла начал писать серию обращений к монархам и правителям
мира, в которых увещевал их быть справедливыми, достичь
примирения между собой и посвятить силы заботе о своих народах,
а не бесплодным войнам. Он предрек им, что если они не
прислушаются к этим советам, то их царства утекут у них из
рук, словно песок сквозь пальцы, а сами они лишатся своего
положения.
В 1868 г. Бахаулла из Адрианополя был сослан в город-тюрьму Акка,
на окраину Оттоманской империи (территория современного Израиля),
где и провел последние годы своей жизни. Именно в Акке им была
создана наиболее важная часть его произведений, составляющих более
100 томов. Особое место среди них занимает его
Книга Завета, где он назначил своего
старшего сына Абдул-Баха (1844-1921) главой веры и толкователем
Священных Писаний. Это позволило Вере Бахаи сохранить свою
целостность после смерти Бахауллы.
Абдул-Баха с восьми лет следовал за своим отцом по тюрьмам и
ссылкам и оставался узником Оттоманской империи до 1908 г.,
когда революция освободила всех политических заключенных. В
августе 1911 г. он покинул Святую Землю и в течение трех следующих
лет посетил Европу и Северную Америку. Повсеместно он получал
приглашения выступить в церквях и синагогах, в университетах и
общественных организациях. Одной из основных его тем была тема
мира. Он призывал приложить все усилия для того, чтобы
предотвратить надвигающуюся мировую войну и предостерегал
о тех ужасных последствиях, которые она неминуемо вызовет.
Британское правительство посвятило Абдул-Баха в рыцари за заслуги
в деле помощи бедным во время Первой Мировой войны.
Абдул-Баха также оставил Завещание, в котором назначил своего
старшего внука Шоги Эффенди (1897-1957) Хранителем Веры и
единственным авторитетным толкователем Священных Писаний Веры
Бахаи.
Под руководством Шоги Эффенди община Веры Бахаи стала
по-настоящему всемирной. Во времена Баба его последователи
жили только в двух странах, при жизни Бахауллы -- в 13,
во времена Абдул-Баха это количество возросло до 35.
Когда закончилась миссия Шоги Эффенди, общины бахаи существовали
уже в 250 странах мира. Основное внимание Шоги Эффенди уделял
разъяснению принципов административного порядка, установленного
Бахауллой в качестве модели будущего устройства общества.
Он фактически заложил основание этого порядка и обеспечил его
устойчивое развитие.
В 1963 г. был избран Всемирный Дом Справедливости -- высший
орган управления общиной бахаи, указанный еще самим Бахауллой.
Согласно этим указаниям, на Всемирный Дом Справедливости
возлагается задача решать вопросы, прямо не рассмотренные
в Священных Писаниях, и направлять развитие сообщества бахаи
в целом.
Международный Центр Веры Бахаи находится в г. Хайфа, Израиль.
|